Прощание с Михалковым  началось еще вечером в пятницу в Храме Христа Спасителя и продолжалось всю ночь. Утром состоится отпевание, службу проведет епископ Зарайский Меркурий, помощник патриарха Московского и всея Руси Кирилла
НТВ
В последний путь провожают сегодня москвичи патриарха русской литературы, детского писателя, поэта, автора двух гимнов СССР и России Сергея Михалкова.

Прощание с Михалковым началось еще вечером в пятницу в Храме Христа Спасителя и продолжалось всю ночь. Утром состоится отпевание, службу проведет епископ Зарайский Меркурий, помощник патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Сам патриарх в 11:00 мск приедет в храм, чтобы обратиться со словом ко всем почитателям таланта усопшего.

После отпевания состоятся похороны на Новодевичьем кладбище. Могила Михалкова будет на Центральной аллее - рядом с захоронением его первой жены - Натальи Петровны Кончаловской.

На произведениях Сергея Владимировича выросло не одно поколение мальчишек и девчонок, которые наизусть знают "Дядю Степу", "Фому", "Про мимозу"... Вообще к творчеству для детей он относился самым серьезным образом. В числе же своих любимых детских писателей называл Маршака, у которого учился, и Агнию Барто, которая ему покровительствовала.

Михалков прожил тяжелую и очень интересную жизнь, и все, что с ним происходило, воспринимал с необыкновенным чувством юмора. Именно ему в 1962 году пришла идея создать сатирический киножурнал "Фитиль", не имеющий аналогов в мире.

Вот что он писал в своей автобиографии: "Я родился в царской России, в 4 года я встретил революцию, наблюдал образование СССР, а в 78 лет - развал государства, которому верой и правдой служил всю жизнь". Он признавался, что "много пережил, но не как свидетель, а как активный участник всех событий". По словам Михалкова, особенно ему запомнились "встреча со Сталиным и работа над редакцией гимна".

Творчеством Сергей Владимирович занялся в 15 лет, когда его стихотворение "Дорога" опубликовал журнал "На подъеме". "И вся Ваша жизнь на подъеме", - заметил Владимир Путин, который 6 лет назад побывал в гостях у классика, отмечавшего 90-летний юбилей. Именно Михалков возродил в ХХ веке жанр басни. Писать их ему посоветовал Алексей Толстой. Первые из них он отправил Сталину. Ответом стала их публикация в "Правде". Всего же на его счету более 250 басен.

Общий тираж произведений Михалкова в России - 250 млн экземпляров. По популярности он стоит в одном ряду с Чуковским, Барто и Заходером. Сергей Владимирович Михалков скончался в четверг на 97-м году жизни после продолжительной болезни.

Михалков - неоднозначная фигура в советской литературе

Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как "Дядя Степа", "Праздник непослушания", "А что у вас?", неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии. Появилось даже такое понятие, как "Михалковский театр".

Сам он серьезнейшим образом относился к творчеству для детей и радовался, что его первым читателям уже под 70 лет. В числе же своих любимых детских писателей называл Маршака, у которого учился, и Агнию Барто, которая покровительствовала ему всю жизнь. Восхищался Ильфом и Петровым.

Вместе с тем, многие серьезные литературоведы считали его творчество вторичным, говорили о стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Так, например, многие из его произведений представляют собой в сущности адаптацию классики к требованиям социалистического реализма. Например, пьеса "Балалайкин и компания" (по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина), пьеса "Том Кенти" (по мотивам "Принца и нищего") и другие. Хотя и считалось, что Михалков признанный сатирик, но его произведениям в этом направлении не хватало настоящей остроты и обличения. Кроме того, нельзя забывать и о том, что некоторые его сатирические произведения были направлены против очень достойных и талантливых людей в угоду власти.

Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.

Писатель Владимир Тендряков так отзывался о нем:

"Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. […] То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный "дядя Степа", никогда не упускающий случая напомнить о себе". (Тендряков Вл. На блаженном острове коммунизма. — Новый мир, 1988, N 9, с. 31)

Когда началась кампания против романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго", Михалков откликнулся басней про "некий злак, который звался Пастернак".

В период, когда в СССР начались гонения литературных диссидентов (Синявский, Солженицын, Пастернак), Михалков также принял участие в этом процессе, осудив и заклеймив идеологических противников. В ответ на присуждение Солженицыну Нобелевской премии (1970) Михалков заявил, что считает эту инициативу не чем иным, как очередной политической провокацией, направленной против советской литературы и ничего общего не имеющей с подлинной заботой о развитии литературы.

Хочется отметить, что в эти дни многие издания весьма пренебрежительно высказались об этих фактах биографии Сергея Михалкова ("Недруги часто упрекали его в умении всегда приходиться ко двору, припоминая Пастернака и Солженицына" - ТРК "Петербург-Пятый канал"), что не делает честь культурному уровню авторов этих текстов.

Владимир Буковский, известный советский диссидент, сын писателя и журналиста Константина Буковского, отзывается о Сергее Михалкове как о ярком примере безграничного цинизма и лицемерия:

"К примеру, когда моего отца склоняли из-за меня на партсобраниях Союза писателей, больше всех витийствовал Михалков, типа "в рядах партии не место таким, как Константин Буковский, воспитавший врага народа!". После собрания он, однако, подбегал к отцу и спрашивал: "Ну что, как там твой?" Или потом, когда Союз развалился, он — член ЦК КПСС — одним из первых заговорил о своем "дворянстве".

При всем этом сам Михалков искренне считал свою позицию правильной и никогда не раскаивался в своих поступках. Так, например, он был убежден, что кампания осуждения диссидентов в 1960—1970-х была оправдана тем, что они нарушали советские законы того времени, публикуя свои произведения на русском языке за границей СССР, то есть в неподконтрольной советским писательским и партийным организациям прессе: "Да, я осуждал Пастернака за то, что "Доктор Живаго" был издан за границей на русском языке. И сейчас в этом не раскаиваюсь: он действительно нарушил закон. Но всегда считал его выдающимся русским поэтом".