Широкой публике Тань Дунь известен как обладатель "Оскара" и Grammy 2001 года за "лучшую оригинальную музыку" к китайскому блокбастеру "Крадущийся тигр - ускользающий дракон".
"Концерт для бумаги и оркестра" - последнее произведение композитора. На сцене среди музыкантов оркестра повешены три огромных листа бумаги, возле каждого стоит девушка-солистка. Первые несколько минут играют только они - сначала у каждой в руках небольшие листы рисовой бумаги, из которых они извлекают разнообразные звуки.
Микрофоны установлены таким образом, что даже когда вступает оркестр, партия бумаги все равно остается главной - даже шелест слышен на фоне скрипок и духовых инструментов.
Потом следует партия больших листов, девушки бьют по огромным полотнам как по барабанам, воздух наполняется гулом и свистом. Кроме того, по задумке Тань Дуня в концерте принимает участие и нотная бумага - несколько раз за время представления музыканты одновременно переворачивают ноты, это тоже становится частью новой музыки.
Тань Дунь посвятил свой концерт легендарному изобретателю бумаги Цай Луню, жившему в Китае в начале II века н.э. В среду гонконгцы впервые услышали и "Карту" - концерт для видео, виолончели и оркестра, написанный китайским композитором в 2003 году.
Тань Дунь рассказал РИА "Новости", что первыми зрителями "Карты" стали около тридцати тысяч крестьян в одном из отдаленных районов китайской провинции Хубэй.
"Мы ехали туда четыре дня, там не было ни электричества, ни нормального жилья, ничего. Местные жители три дня готовили каменную сцену над рекой, потом к этой концертной площадке стали стекаться люди из окрестных деревень. Это было незабываемо", - говорит композитор.
Он называет "Карту" "дорогой домой". Концерт основан на симфонической интерпретации традиционной музыки национальных меньшинств Китая. Тань записал китайских музыкантов в ходе своих поездок по югу страны. На трех экранах на сцене сменяются старики, играющие на бобовых стручках, шаманы, пастухи с тонкими бамбуковыми дудочками и танцоры в разноцветных костюмах.
"В первый раз я поехал на юго-восток Китая в 1981 году и встретил человека, который умел играть на камнях старинные шаманские напевы", - говорит Тань "Я дал себе слово, что вернусь туда еще раз, но когда я приехал в ту же деревню в середине девяностых, оказалось, что "каменный человек" уже умер. Моя музыка - это попытка последовать за ним и, если получиться, вернуть его", - заключает композитор.