Разработанный Минкультуры документ предлагает ввести обязательный конкурсный отбор творческих работников для заключения трудового договора на неопределенный срок и механизм проведения такого конкурса. Конкурс должен проводиться раз в пять лет, участвовать в нем может как творческий работник, уже замещающий эту должность, так и другие претенденты.
"Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила с учетом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на совершенствование трудовых отношений в области культуры и искусства. Законопроект будет рассмотрен на заседании правительства", - говорится в сообщении.
О внесении изменений в Трудовой кодекс по поводу аттестации артистов глава Минкультуры Владимир Мединский говорил в начале октября прошлого года. Цель нововведения - оптимизация трупп: избавление от опасности искусственного их "раздувания", создание механизмов избавления от балласта и обновления трупп с целью освобождения мест для молодых актеров.
Руководители крупных российских театров в целом поддерживают разработанные поправки. "Если речь идет о пяти годах, то это совершенно нормальная практика. Возможно, за это время певец потерял какие-то качества, которые позволяли ему петь ведущий репертуар, а значит должна быть произведена переоценка его возможностей: его нужно перевести на вторые партии, а может быть даже и расстаться с ним. Это нормальная практика", - сказал ранее агентству директор московского театра "Новая опера" Дмитрий Сибирцев.
Председатель худсовета балетной труппы Большого театра Борис Акимов отметил, что практика проведения подобных конкурсов в ГАБТе уже существовала.
"У нас в Большом театре все это уже было - периодически проходили аттестации всех артистов оперы и балета через определенный промежуток времени. Комиссия смотрела, обсуждала всех поименно. Считанное количество людей не проходило аттестацию, но это были люди, которые действительно находились в ненадлежащей физической форме, а для балетного актера быть в форме чрезвычайно важно".
Художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров также вспомнил, что когда он только начал работать в театре, конкурсы проводились, однако "из них ничего хорошего не вышло". "Мне не очень нравится слово "конкурс", я, скорее, за контрактную систему. Она доминирует на Западе, думаю, и нам следует постепенно подстраиваться под эту модель", - сказал он агентству.
Однако, по его мнению, "вопрос о введении контрактной системы нужно решать постепенно и осторожно". "Контрактная система необходима, но нельзя делать резких движений, потому что быт и условия творчества московских артистов резко отличаются от региональной ситуации. Где-то это может стать ударом для культурного состояния городов в целом, ведь много где театр является единственным очагом культуры. Следует думать и о социальных гарантиях для артистов. Наши правовые нормы не позволяют принимать резких, безапелляционных решений", - отметил худрук "Ленкома".