"Шведская певица Лорин опередила "Бурановских бабушек", - гласит заголовок The Washington Post. "Удмуртки не дотянули до победы", - такой загадочной для большинства американских читателей фразой начинается статья.
"Пожалуй, это крупнейшая победа Швеции над Россией с 1700 года - битвы при Нарве", - пишет газета. - Правда, при Нарве наверняка не было спецэффектов, наездов телекамер и неиссякающих страстей - всех этих отличительных черт "Евровидения".
Статья также содержит шпильку в адрес официального Баку: голосование на конкурсе было "намного более репрезентативным и открытым, чем другие выборы в Азербайджане".
"Накануне "Евровидения" скрутили демонстрантов", - пишет The Independent. В минувшую пятницу было арестовано около 25 человек, которые скандировали слово "Свобода!" возле Хрустального дворца. По данным издания, до 35 демонстрантов задержали в четверг у телецентра.
Известный британский правозащитник Питер Тэтчелл призвал конкурсантов "каким-то тонким способом дистанцироваться от диктаторского режима" Азербайджана. Он назвал ситуацию с правами человека в Азербайджане несовместимой с "Евровидением".
По словам Расула Джафарова, из коалиции Sing for Democracy только один участник конкурса - шведка Лорин - встретилась с оппозиционерами и пообещала высказаться. "Но, когда на пресс-конференции ее спросили о правах человека, модератор заявил, что это неуместный вопрос", - поведал Джафаров.
Тем временем в Испании разразился скандал, связанный с экономическими аспектами "Евровидения", сообщает газета. Испанская участница конкурса Пастора Солер была вынуждена опровергать слухи, что национальное телевидение настоятельно попросило ее проиграть. Солер пояснила, что ее слова в интервью неправильно поняли.
Факт тот, что в случае победы Солер Испания, переживающая экономический кризис, должна была бы оплачивать финал в будущем году. Но "Евровидение" - недешевое удовольствие: предыдущий рекорд принадлежал Москве (40 млн долларов), а Баку, как считается, израсходовал в несколько раз больше, отмечает газета.
"Швеция ощутила "Эйфорию" от еще одной короны на "Евровидении", - озаглавлен комментарий The Wall Street Journal. Это пятая победа шведов в истории конкурса, поясняет корреспондент Фрэнсис Робинсон.
Таким образом, в следующем году финал состоится в Стокгольме ("Менее спорное место, чем богатая нефтью бывшая республика СССР", - замечает издание). Между тем, по данным шведских СМИ, власти Азербайджана раскритиковали Лорин за заявления политического характера и встречи с активистами, обвиняющими правительство в выселении граждан.
The New York Times озаглавила репортаж из Баку "Азербайджан упивается всеобщим вниманием в качестве страны-хозяйки "Евровидения". Власти постарались, чтобы дебют прошел безупречно, и ничего не оставили на волю случая. В субботу, накануне финала конкурса, улицы Баку перекрыли: "ни один человек без билета не мог проехать в центр". Билеты продавали по паспортам, чтобы не допустить спекуляций и чтобы власти знали, кто где будет сидеть в зале. Были арестованы десятки демонстрантов, пытавшихся привлечь внимание к нарушениям прав человека.
"Но в итоге даже грозные спецслужбы Алиева оказались бессильны перед погодой", - пишет газета, поясняя, что с началом финального концерта полил дождь. Однако это не помешало тысячам людей смотреть финал на огромном экране на набережной.
Всеобщими любимицами среди участников стали русские "Бурановские бабушки". "Евровидение" славится чрезмерным китчем, но даже по его меркам старушки из Удмуртии выделялись", - пишет автор. Одетые в народные костюмы, они подпрыгивали на сцене, лукаво улыбаясь, а реквизитом им служила печка.
Но некоторые азербайджанцы равнодушны к конкурсу. Например, мужчины, встреченные журналистами в Астаре, близ иранской границы, считают, что конкурс им ничего не даст. Они пожаловались, что преждевременно стареют: работы нет, заняться нечем, отмечает издание.
"Евровидение" также спровоцировало трения с Ираном: иранские сайты даже утверждали, будто Азербайджан запланировал гей-парад. "Эти утверждения не подтвердились, но "Евровидение" действительно привлекает много поклонников из числа геев", - пишет автор. Некоторые геи очарованы радушием бакинцев. "Нас хотят сфотографировать, лезут обниматься. А я ведь даже не блондин. Блондинам вообще не дают прохода", - заметил Даниэль Мотиньо Камуньес из International Network of Fan Clubs of Eurovision.