Выставка израильского графика Йосефа Бау, спасшего из гетто 400 евреев и ставшего прототипом персонажа фильма "Список Шиндлера", открывается в Новосибирске для широкой публики в пятницу
il4u.org.il
Выставка израильского графика Йосефа Бау, спасшего из гетто 400 евреев и ставшего прототипом персонажа фильма "Список Шиндлера", открывается в Новосибирске для широкой публики в пятницу, сообщает РИА "Новости".

Выставка состоит из двух частей: "Рисунки говорят на иврите" и "А был ли ты когда-нибудь голоден, Бог?". Первая - остроумная, иронично обыгрывающая тонкости иврита, сияющая яркими красками. Вторая - черно-белая графика, посвященная времени Холокоста, который пережил автор.

Публике выставку Бау представила первый секретарь Посольства государства Израиль, руководитель Израильского культурного центра Ирис Цвайг.

"Я с удивлением узнала, что все картины написаны в лагере: Бау носил с собой блокнотик, помещавшийся в спичечный коробок, и там были эти картины, после войны он их просто увеличил. Теперь я с особенным чувством смотрю на них - сколько смелости, силы духа нужно было иметь в такой ситуации", - поделилась Цвайг.

До Новосибирска выставка Бау экспонировалась в России только в Москве, но теперь у организаторов появились еще предложения, и картины российская публика еще увидит.

"В Новосибирск я попросила привезти выставку, потому что я очень давно знаю этот музей и этот концепт, который мы придумали, он идеальный для этого музея, для вашей публики новосибирской - очень открытой, очень интеллигентной, воспринимающей искусство очень правильно", - сказала первый секретарь посольства.

В 1939 году 19-летний студент Краковского университета Иосеф Бау попал в еврейское гетто, затем - в лагерь Плашув, и спасла его каллиграфия. В университете он изучал каллиграфию и готический шрифт, поэтому пригодился фашистам, и его сделали писарем.

Бау не стал пассивной жертвой, он изучал правила заполнения документов и сумел подделать документы для четырех сотен соплеменников, которые спаслись из гетто.

В лагере он повстречал свою будущую жену Ребекку. Поженились они здесь же и потеряли друг друга - он попал в список Шиндлера, а ее отправили в лагерь смерти. Ребекка выжила случайно, из того лагеря ее перевели в другой. Только спустя 40 лет Йосеф узнал, что в списке Шиндлера была жена и она попросила заменить свое имя на его. И это было не единственное чудесное спасение в их жизни.

История отношений с женой также отразилась в творчестве Йосефа. Портрет мужчины и женщины, представленный на выставке наряду с графикой, - это повторная свадьба четы Бау после войны. На первой свадьбе в лагере их никто не фотографировал, поэтому художник нарисовал на снимке тюремные робы, запечатлев, как молодожены были одеты во время первой свадьбы.

Семья Бау переселилась в Израиль в 1950 году. Йосеф основал студию мультипликации и стал основателем анимации в Израиле. Он работал как график и иллюстратор книг, но далеко не всегда подписывал свои работы. Две его дочери удивлялись причуде отца, и лишь годы спустя узнали причину "чудачеств". Все эти годы Бау сотрудничал с "Моссад" - израильской разведкой, изготавливая для нее документы для агентов.

В уже солидном возрасте Бау выучил иврит и настолько проникся им, что создал серию графики, обыгрывающей тонкости этого языка, который был мертвым в течение двух тысячелетий. Так, полотно "Поцелуй по цели", на котором женщина красит губы помадой, похожей на патрон, обыгрывает то, что на иврите слова "поцелуй" и "оружие" отличаются одной буквой.