Действительно хорошие картины, дошедшие до российского проката, отличаются большим жанровым разнообразием. Это и социальная драма времен тоталитаризма, и романтическое фэнтези, и тинейджерская комедия. Издание "Время новостей" составило список лучших иностранных лент, появившихся на российских экранах с января по декабрь. Нет ничего удивительного в том, что десятка почти наполовину состоит из картин, датированных прошлым годом. Куда более удивителен собственно список - в прошлом году десятка была названа "самой субъективной и спорной за долгие годы", однако нынешние фавориты поражают своей непохожестью друг на друга гораздо сильнее.
"Клуб Shortbus" (США, 2006, Джон Кэмерон Митчелл). Мало кем замеченный, но на самом деле отменный фильм про посетителей подпольного нью-йоркского клуба, где можно воплотить в жизнь свои самые смелые сексуальные фантазии или хотя бы поговорить о них. Или просто подумать. Несмотря на некоторое количество объективно порнографических сцен, кино запоминается не только эпатажными соитиями ("все оргазмы в фильме - настоящие", утверждал режиссер), но и тщательно выписанными характерами, настроением и отличной музыкой.
"Престиж" (США-Великобритания, 2006, Кристофер Нолан). Завораживающее кино по роману Кристофера Приста о противостоянии двух фокусников (Кристиан Бэйл и Хью Джекман) в Лондоне конца XIX века. Увлекательный триллер на экзотической основе, с невероятными хитросплетениями сюжета и взрывной развязкой - и вместе с тем глубокая драма о столкновении двух принципиально разных взглядов на искусство иллюзии, да и на всю жизнь в целом.
"Призрачный гонщик" (США, 2007, Марк Стивен Джонсон). Фильм-комикс про мотоциклиста-трюкача (Николас Кейдж), который заключил пакт с дьяволом и начал превращаться в супергероя с огненным черепом вместо головы. Фильм напрочь лишен смысловой нагрузки, однако может порадовать любого индивидуума, ностальгирующего по своему детству, проведенному под музыку в стиле хард-рок.
"Типа крутые легавые" (Великобритания, 2007, Эдгар Райт). История о полицейском сержанте (Саймон Пегг), которого перевели из центра в маленький городок, населенный более чем странными персонажами. Редкий, практически уникальный случай, когда на фильме не просто смеешься, но без перерыва хохочешь. Шуток высшего сорта здесь больше, чем во всех остальных комедиях года вместе взятых, а настоящего, неподдельного экшна - чем во всех боевиках.
"Звездная пыль" (США-Великобритания, 2007, Мэтью Вон). Экранизация книги Нила Геймана, немногим уступающая оригиналу. Приключения юноши Тристана (Чарли Кокс), который отправился в волшебную страну за упавшей звездой, а на месте обнаружил, что звезда-то на самом деле - прекрасная девушка (Клер Дейнс), радуют всем - и спецэффектами, и блистательным тонким юмором, и не вполне сказочной пикантностью некоторых моментов. Но самое главное - это Роберт Де Ниро в роли воздушного пирата капитана Шекспира. Когда он, облаченный в женское платье, исполняет канкан с помощью одних только лицевых мышц, перестаешь жалеть о том, что нынешний год обошелся без очередной серии "Знакомства с родителями".
"SuperПерцы" (США, 2007, Грег Моттола). Временами возмутительно-неприличная картина о приключениях старшеклассников, которые стремятся потерять невинность на выпускной вечеринке и пытаются приобрести спиртное по поддельным водительским правам, выписанным на фамилию Мактрахер. Вроде бы такому фильму место не в рейтинге лучших за год. Но не все так просто, ведь лента снята под чутким руководством Джадда Апатова - новой звезды американской комедии, создателя "Сорокалетнего девственника" и "Немножко беременной". Поэтому пубертатная пошлятина оборачивается здесь первоклассной и очень смешной комедией с моралью и нежностью.
"Пристрели их" (США, 2007, Майкл Дэвис). Убийца экстра-класса мистер Смит (Клайв Оуэн) защищает проститутку (Моника Белуччи) и грудного младенца от целой армии киллеров. Фильм рекомендуется тем, кто соскучился по отчаянной стрельбе, которая в мало-мальски вразумительном виде не доносилась с экрана уже очень давно. Лихая и весьма саркастическая картина, которая никак не может определиться с собственной жанровой принадлежностью, но от того не становится менее замечательной.
"4 месяца, 3 недели и 2 дня" (Румыния, 2007, Кристиан Мунджиу). До просмотра может показаться, что обладатель последней "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля просто попытался разбавить общую картину очередной этнической модой. К тому моменту, когда фильм кончится и в абсолютной тишине по экрану пойдут титры, становится ясно - душераздирающая драма о девушках, решившихся во времена правления Чаушеску на подпольный аборт, не фестивальная спекуляция, а самое настоящее, большое и значительное кино.
"Параноид Парк" (США, 2007, Гас Ван Сент). Четвертый подряд фильм Ван Сента, который попадает в список лучших фильмов едва ли не автоматически. Вроде бы почти все, как в "Джерри", "Слоне" или "Последних днях", - тот же ритм, небольшое количество событий, меланхолия и постоянное ощущение бессмысленности и бренности всего сущего. Снова совсем молодые герои, не знающие, что им делать со своей жизнью (и смертью). Все равно опять почти что шедевр.
"Гангстер" (США, 2007, Ридли Скотт). Основанная на реальных событиях сага о противостоянии криминального авторитета Фрэнка Лукаса (Дензел Вашингтон), руководящего наркотрафиком в Нью-Йорке 70-х годов, и честного полицейского Ричи Робертса (Рассел Кроу). Изумительно снятый, нервно-паралитический по внутреннему напряжению и безупречно сыгранный фильм. "Гангстер" оставляет позади даже такой эталон подобного рода кино, как "Схватка" Майкла Манна, а Вашингтон и Кроу переигрывают Роберта Де Ниро и Аль Пачино.