Донатас Юозович Банионис родился в Каунасе в 1924 году, а в 1940-м присоединился к труппе режиссера Юозаса Мильтиниса, с которой перебрался в Паневежис. На сцене этого небольшого театра артист проработал 60 лет. Среди его самых заметных ролей были Банко в "Макбете", Тесман в "Гедде Габлер", Ломен в "Смерти коммивояжера".
Он мечтал об актерской карьере с детства, по его словам, постоянно бредил сценой, таинственной и волшебной жизнью, которая царит за тяжелым бархатным занавесом. "Лет в пять я увидел первый театральный спектакль, кажется, это была пасхальная мистерия. Меня это потрясло. Играть на сцене я начал с первого класса. Тогда повсюду были театральные кружки. Я непременно участвовал в них везде, где учился", – рассказывает Банионис.
В кино Банионис дебютировал в 1959 году в фильме "Адам хочет быть человеком". Первые роли давались отнюдь не легко. По словам самого Донатаса, лишь к четвертой картине произошло его рождение как актера кино.
Известность и первую Государственную премию СССР ему принесла роль в фильме Витаутаса Жалакявичюса "Никто не хотел умирать" (1966). В 1969-м он снялся у Саввы Кулиша в "Мертвом сезоне", в 1971-м у Григория Козинцева в "Короле Лире", в 1972-м у Андрея Тарковского в "Солярисе", в 1975-м у Михаила Швейцера в "Бегстве мистера Мак-Кинли" (еще одна Государственная премия).
Последний большой проект с участием Донатаса Баниониса - телевизионный сериал "Ниро Вульф и Арчи Гудвин", снятый в 2001 году Евгением Татарским.
Роль Кельвина в фильме Андрея Тарковского "Солярис" Банионис считает своей самой большой творческой удачей. Говорит, что был счастлив ее сыграть, и рассказывает в программе: "Перед съемками в картине "Солярис" мне нужно было отпроситься в театре, но как это сделать, я не знал. Поэтому попросил прислать из Москвы копию фильма Тарковского "Андрей Рублев". В театре ее посмотрели, и выдающийся режиссер Юозас Мильтинис мне сказал: "Андрей великий режиссер. Снимайся. Это не будет позором ни для меня, ни для тебя!".