Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко открывает сезон "Тангейзером" в постановке уволенного директора латвийской оперы
Moscow-Live.ru
Московский академический музыкальный театр (МАМТ) имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые обратился к творчеству немецкого композитора Рихарда Вагнера. Его оперой "Тангейзер" в постановке знаменитого латвийского режиссера Андрейса Жагарса коллектив открывает сегодня юбилейный, 95-й по счету, сезон, передает ИТАР-ТАСС.

В афишах российских театров редко можно увидеть произведения Вагнера. А опера "Тангейзер" - пятая по счету в творчестве композитора - и вовсе ставилась в России всего один раз, в 1919 году в Большом театре. Между тем, написал Вагнер это сочинение в апреле 1845 года, а его премьера состоялась уже в октябре того же года в Королевском саксонском придворном театре в Дрездене под управлением самого автора. Тогда мнения публики по поводу новой оперы разделились, и после восьмого спектакля ее сняли с репертуара. Через два года Вагнер изменил финал - эта редакция, известная как "дрезденская", является наиболее часто исполняемой. Опера стала завоевывать немецкие сцены, а 16 февраля 1849 года она была исполнена в Веймаре под управлением Ференца Листа.

Вторая известная версия "Тангейзера" - "парижская". Для постановки в Париже в 1861 году Вагнер согласился ввести в первый акт балет, привычный для французской публики. Кроме того, была расширена сцена Тангейзера и Венеры в первом акте и сокращено состязание певцов во втором. И эта редакция исполняется едва ли намного реже "дрезденской".

Андрейс Жагарс привлек к работе над оперой французского дирижера Фабриса Боллона, который считается большим знатоком Вагнеровского стиля. И они решили объединить для московской публики две известные версии, поэтому спектакль будет идти сразу на двух языках - французском и немецком. "Мы хотим сопоставить и показать два мира - Францию и Германию. Никаких радикальных решений мы не принимали, так как опера ставится здесь впервые. Опирались на материал, не было никаких сокращений. Постарались создать атмосферу с помощью костюмов и декораций, сделать ее как можно реалистичнее. И я очень доволен результатами. Мы добились сильной и выразительной драматической игры. Сами все увидите и оцените", - рассказал накануне на пресс-конференции Жагарс.

В постановке задействованы лучшие солисты труппы - Валерий Микицкий, Наталья Мурадымова, Лариса Андраева. И, судя по словам Жагарса, он остался в восторге от артистов. "Состав - лучший. Я поражен степенью энтузиазма, фанатизма и мотивации, с которыми певцы работали все это время. Когда вы услышите, как они поют по-немецки, вы не поверите, что они ни слова на этом языке не знали. Огромное удовольствие для меня было работать с ними, особенно с Валерием Микицким", - отметил латвийский режиссер.

В оперных планах на новый сезон, помимо "Тангейзер", - еще два мировых шедевра. Это "Аида" Верди в постановке знаменитого немецкого режиссера Петера Штайна, премьера которой намечена на 11 апреля. И "Дон Жуан" Моцарта, который поставит сам худрук оперной труппы Александр Титель и покажет публике 11 июня.

Что касается балетной труппы МАМТа, то сейчас полным ходом идут репетиции "Баядерки" Минкуса в постановке выдающейся балерины Натальи Макаровой. Премьера должна состояться 18 октября. Затем, в ноябре, покажут Вечер балетов Иржи Килиана, а под занавес юбилейного сезона - в июне - в МАМТе впервые станцуют "Манон" - один из лучших балетов крупнейшего английского хореографа Кеннета Макмиллана.

Уволенный со скандалом из латвийской оперы Жагарс хочет вернуться в кино

Андрейс Жагарс, руководивший в течение 17 лет Латвийской национальной оперой и покинувший со скандалом этот пост в начале сентября, задумывается о возвращении в кино. Об этом знаменитый актер и режиссер заявил накануне на пресс-конференции в российской столице, посвященной премьере оперы Вагнера "Тангейзер", которую он ставит в Московском академическом музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко.

"Согласен, 17 лет на одном посту - приличный срок. Все время возникали новые задачи, которые требовали на реализацию по два-три года. В целом, это были прекрасные периоды, - сказал о своей работе на посту директора Латвийской оперы Жагарс. - У меня всегда были большие амбиции. Я хотел, чтобы наш театр был одним из лучших в мире, а не обычным провинциальным коллективом. И у меня, думаю, получалось".

Возвращаться на пост директора Латвийской национальной оперы Жагарс не собирается, но поставит в этом театре два спектакля. "Весной 2014 года, с марта по май, поставлю там "Трубадура" Верди и "Кавалера роз" Штрауса". На этом пока планы заканчиваются. Что касается дальнейших планов, то, возможно, вернусь в кино. Меня Киевская киностудия пригласила сняться в фильме. И я рассматриваю это предложение", - рассказал мастер.

Андрейс Жагарс возглавлял Латвийскую национальную оперу с 1996 года. В этом году конкурсное жюри дважды признавало его одним из лучших претендентов на этот пост, но министр культуры Латвии Жанета Яунземе-Гренде отказалась признать эти результаты и подписала распоряжение об увольнении Жагарса. Решение главы ведомства возмутило президента Латвии, который назвал его абсурдным. После этого премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис отправил в отставку министра культуры.

В пятницу Московский музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко открывает 95-й сезон премьерой оперы Вагнера "Тангейзер" в постановке Андрейса Жагарса. "Очень рад, что художественный руководитель оперной труппы театра Александр Титель пригласил меня поставить спектакль этого замечательного композитора, к творчеству которого московский коллектив ни разу за свою историю не обращался. Я получил огромное удовольствие от сотрудничества и надеюсь, что оно продолжится".