По словам координатора проекта Ирины Серебряковой, основная идея выставки - не сама Шанель или история дома моды, а ее миры.
По мнению французского куратора Жана-Луи Фромана, основных источников вдохновения у Габриэль Шанель было ровно пять. Столько же разделов согласно замыслу Фромана имеет выставка в ГМИИ. Для каждого из них был выстроен отдельный павильон.
В Белом зале ГМИИ представлены четыре составляющие экспозиции: "Черные", "Венеции", "Красный" и "Пески". В каждый из них посетитель попадает, пройдя через зону "Абстракции" - стены в ней затянуты цветом ткани согласно названию раздела, для "Песков" и "Венеции" это бежевый и золотой.
"Стены задрапированы историческими тканями Шанель, их можно трогать, а из специальных пульверизаторов распыляется тонкий аромат духов. Таким образом начинается путешествие в мир чувств Шанель", - пояснила Серебрякова.
Из "Абстракции" зритель попадает в зону с винтажными костюмами и платьями Шанель, дополненную глянцевыми фотосессиями разных лет, сообщает РИА "Новости".
Затем следует зона искусства, подбор произведений в которой призван усилить эмоциональное восприятие. Так, в разделе "Красный" находится картина "Квадратный метр красной помады" Фабриса Ибера 1981 года, а в золотых "Венециях" - драгоценный оклад иконы Тихвинской Богоматери начала XVII века из Музеев Кремля.
В разделе "Черные", помимо легендарного маленького черного платья, можно увидеть произведения Андреса Серрано, Александра Родченко и фотографии Ман Рэя.
В "Венециях", кроме расшитых золотом платьев, можно увидеть "Иисуса и агнца" Джеффа Кунса, фотографии Хорста П. Хорста. Подлинное золотое шитье, выполненное мастерицами ателье "Китмир", открытого Великой княгиней Марией Павловной в эмиграции, призвано подчеркнуть обширные связи Шанель с Россией.
Другой раздел, "Пески", посвящен костюмам Шанель из трикотажа бежевого цвета, пляжному отдыху и роману Шанель с Великим князем Дмитрием Павловичем, начавшемуся в 1920-м году в Биаррице.
Этой истории любви мир обязан появлением духов "Шанель №5". Легендарный парфюм выставлен в отдельной витрине в оригинальном флаконе: и духи, и упаковка выпущены в 1920-е годы.
В колоннаде музея стоят витрины, в которых находятся личные предметы мадмуазель: например, золотой венецианский лев, отпечаток ее руки, икона, подаренная Шанель Игорем Стравинским.
Пятый раздел выставки, "Твид" находится в отдельном зале. Твидовые костюмы Шанель придумала в Англии, где она гостила в поместье герцога Вестминстерского. "Атмосфера Англии и ее пространство, запечатленные Констеблем и Гейнсборо, отражают те самые зрительные впечатления, которые привели ее к изобретению женского варианта твида", - объяснила появление в экспозиции картин этих художников заместитель ГМИИ по зарубежным связям Зинаида Бонами.
Помимо этих художников, в секции "Искусство" раздела "Твид" представлена пространственная композиция Дидье Марселя "Вспаханное поле" 1996 года.
Завершает экспозицию раздел без названия. В нем представлены работы, призванные подчеркнуть, что идеи, которые использовала в своем творчестве Шанель, продолжают влиять на творчество современных художников. В частности, демонстрируются "Шестнадцать Джеки" Энди Уорхола и 25 фарфоровых статуэток Гриши Брускина.
Над уникальным проектом работала интернациональная команда кураторов, организаторов, рабочих, а также хранители из дома "Шанель".
В экспозиции представлены предметы искусства из лондонской галереи Tate, парижских музеев Пикассо и центра Помпиду, ГМИИ, Третьяковской галереи, Музеев Кремля, а также многих частных художественных галерей и собраний.
Выставка открыта с 27 сентября по 21 ноября.