В залах корпуса Бенуа - более 100 живописных и около 70 акварельных и графических работ Иванова. Экспозиция знакомит также с архивными материалами, иллюстрирующими различные периоды жизни художника. Помимо известных картин, на выставке можно увидеть юношеские рисунки Иванова и копии картин Рафаэля, исполненные им в Италии.
Около 40 произведений предоставила для выставки Государственная Третьяковская галерея. В таком объеме работы мастера еще не экспонировались, и вероятно, выставка поможет изменить представление об Иванове как об "авторе одной картины" - "Явления Христа народу", передает ИТАР-ТАСС.
Более полно раскрыть художественные образы произведений Иванова помогли оригинальные современные технологии, примененные устроителями выставки. Так, серию рисунков "Библейские эскизы" можно увидеть не только на бумаге, но и на специальных экранах, позволяющих представить планы художника, исполнившего эти рисунки как эскизы к росписям будущего храма. Видеопроекции появляются под музыку на трех белых экранах, создавая у зрителя впечатление, что он находится в отдельном помещении и смотрит фрески.
Необычно представлен и шедевр "Явление Христа народу". Специалисты Русского музея решили показать весь более чем 20-летний период работы художника над этой картиной. Представить полотно в натуральную величину помогает фотобаннер, к которому прикреплены написанные в разные годы эскизы, впервые собранные в одном зале.
Напомним, музеи Москвы и Санкт-Петербурга отмечают 200-летие со дня рождения мастера русской классической художественной школы серией крупных выставок. 200 лет Александру Иванову исполнилось 16 июля 2006 года. Однако прошлым летом, накануне знаменательной даты, было объявлено, что выставки состоятся позже.
Первая из них "К 200-летию со дня рождения Александра Иванова" прошла в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу с 20 декабря 2006 по 26 марта 2007 года. Кстати, на этой выставке были представлены более 40 работ из коллекции Русского музея. Вторую экспозицию "Библейские эскизы" можно было увидеть в главном здании Третьяковки в Лаврушенском переулке с 28 декабря до апреля 2007 года.
Александр Иванов (1806-1858) - до сих пор до конца не оцененный русский художник. Ему, сыну академического профессора исторической живописи, светило блестящее будущее, которое обещали ему огромный талант и артистическая семейная среда, в которой природные дарования обычно расцветают ярче. И отъезд 24-летнего живописца на родину искусств, в Италию, сулил лишь грядущие успехи.
Большую часть жизни - с 1830 по 1858 год, - он прожил в Риме. Однако вместо того чтобы, подобно Карлу Брюллову, переходить из одного великосветского салона в другой, Иванов оказался в интернациональном кругу художников-философов. С одной стороны, богоискатель Гоголь, с другой - назарейцы, секта немецких живописцев, приехавших в Рим искать общехристианский идеал в католичестве и фресках Рафаэля. И Иванов сам с головой ушел в эти духовные искания, зачитывался Шеллингом, немецкими библеистами, социальной философией, а перед самой смертью ездил в Лондон к Герцену - в последний раз обсудить последние вопросы бытия.
Если элегические "Аполлон, Гиацинт и Кипарис" еще целиком оставались в сфере чистого искусства, то уже "Явление Христа Марии Магдалине" могло намекнуть на твердое намерение живописца проповедовать нравственный закон с помощью холста и красок. Следующие 20 лет Иванов проработает в "пророческом жанре", над изменяющими человеческое сознание и бытие вместе с ним вещами - главной своей картиной "Явление Мессии" (таково авторское название картины "Явление Христа народу") и "Библейскими эскизами", проектом росписи некоего храма, на стенах которого будет представлена вся духовная история человечества.
Сейчас искусствоведы считают, что в бесчисленных подготовительных этюдах к "Явлению Мессии" художник предвосхитил импрессионизм, а в "Библейских эскизах" приблизился к абстракции. Однако самому Иванову терновый венец пророка был милее лавров авангардиста. Трудно объяснить незнакомому с отечественной художественной мифологией зрителю, почему "Явление Мессии" - связующее звено между рублевской "Троицей" и "Черным квадратом". Однако его работа была прохладно встречена на родине, после чего художник умер.