В петербургском следственном изоляторе "Кресты" во вторник открыт еще один памятник Анне Ахматовой, который, как рассказала автор скульптуры Галина Додонова, является гипсовой копией монумента, появившегося недавно на набережной Робеспьера
НТВ
В петербургском следственном изоляторе "Кресты" во вторник открыт еще один памятник Анне Ахматовой, который, как рассказала автор скульптуры Галина Додонова, является гипсовой копией монумента, появившегося недавно на набережной Робеспьера на другом берегу Невы.

Авторскую модель такой же величины установили в коридоре "Крестов", ведущем к тюремному храму святого Александра Невского. Его настоятель отец Александр освятил скульптуру, а сотрудники управления исполнения наказаний возложили к ней цветы, передает ИТАР-ТАСС. По сообщению Фонтанки.ру, этот памятник немного меньше оригинала.

Это событие не было столь торжественным, как церемония открытия памятника, но стало знаковым для самой тюрьмы - бывшего главного централа Российской Империи и основного места предварительного заключения в советское время.

Напомним, бронзовая скульптура Ахматовой размером около трех метров размещается на площадке между домами №12 и №14 на набережной Робеспьера напротив "Крестов". Таким образом, завершен концептуальный мемориальный комплекс, увековечивший память о героине Серебряного века Анне Ахматовой.

Авторами памятника являются архитектор Владимир Реппо и скульптор Галина Додонова. "Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына. Я много читала ахматовскую поэзию – ее героини тоже нашли свое отражение. Во всем этом я вижу очень много параллелей с биографией Анны Андреевны", - так описала свой замысел скульптор.

Место для установки монумента указала сама Ахматова: в поэме "Реквием" она просит поставить ей памятник "здесь, где стояла я триста часов, и где для меня не открыли засов". Застывшая в бронзе Ахматова - узнаваемая фигура: хрупкая, тонкая, одухотворенная, но в ней скрыто от посторонних глаз страдание, едва заметное в напряженном повороте головы, на расположенные через него "Кресты", где томился под следствием сын Ахматовой Лев Гумилев.

Вокруг памятника бушевали нешуточные споры, так как она оказалась на крыше подземной парковки. Городские власти заявляют, что место под памятник выделили еще 9 лет назад. Тогда на площади Робеспьера официальной стоянки еще не было. "Монумент поставлен на том месте, где он должен стоять. А машины у нас везде. Город должен решить эти проблемы. Когда-нибудь здесь будет очень симпатично", - говорит Галина Додонова.

К подножию скульптуры ведут три гранитные ступени. Вокруг установят новые лавочки, высадят свежий газон. Установка памятника потребовала серьезных конструктивных решений – прямо под землей находится парковка, поэтому основание утвердили на сваях.

Первый городской конкурс проектов памятника прошел еще в октябре 1997 года, и тогда в нем могли принимать участие все желающие скульпторы, в том числе и непрофессиональные, пишет "Фонтанка.ру". Предлагалось несколько мест установки: на углу Литейного и Шпалерной, недалеко от здания Федеральной службы безопасности, где раньше располагалась тюрьма КГБ, на самой Шпалерной улице около дома 40. Вопреки воле Анны Ахматовой рассматривалось место и у Фонтанного дома.

Ровно через год после первого конкурса был проведен второй тур – только для профессионалов, на котором была выбрана скульптура Галины Дадоновой. За прошедшие годы Галина Дадонова одновременно создавала две скульптуры. Одну – для Шереметьевского дворца, другую – для Шпалерной.

Владимир Реппо объяснил, почему практически не рассматривалась идея установки памятника на набережной непосредственно у "Крестов": "И места там мало – набережная узкая, рядом оживленная трасса, да и тюрьма нынче не та. Сидят в большинстве своем далеко не жертвы политических репрессий. Не о них говорила Ахматова в своем "Реквиеме".

После объявления победителей до выхода постановления правительства города прошло еще долгих 7 лет. Только в 2005 году проект памятника был окончательно утвержден и найден спонсор.

Скульптуру установили через 40 лет после смерти героини Серебряного века. До сих пор в ее родном городе память о ней увековечивалась скульптурами малых форм. Такие "камерные" памятники есть во дворах филфака госунивеситета и Фонтанного Дома.

Несмотря на то, что это не первый памятный знак Анне Ахматовой в Петербурге, впервые, пожалуй, удалось выразить масштаб ее личности. Ахматова не только героиня Серебряного века, но и поэт, сохранивший величие русского языка, убеждена искусствовед из Эрмитажа Эра Борисовна Коробова, которая лично знала Анну Андреевну.