Саатчи, основавший вместе со своим братом рекламную фирму Saatchi&Saatchi до пожара являлся крупнейшим коллекционером современного искусства в Англии - его ежегодные расходы на пополнение коллекции составляли 2 млн фунтов стерлингов.
Пожар на складе Момарт, который является одним из основных помещений для хранения предметов искусства в стране, продолжался в течение нескольких дней. Потерянными навсегда оказались "Ад" Джейка и Диноса Чапмэн и палатка Трейси Эмин под названием "Все, с кем я хотя бы раз спала с 1963 по 1994 год". Она представляла собой походную палатку, стенки которой были обклеены изнутри бумажками с мужскими именами. 102 любовника по списку. Как отмечает Sky News, спорная работа Трейси Эмин, в которой она назвала имена своих любовников, обошлась коллекционеру в 40 тысяч фунтов стерлингов.
"Мы ждем представителей Момарт, которые дадут нам заключительное подтверждение. Чарльз абсолютно разорен", - сказал представитель Саатчи. Кароль Гастингс, директор Момарт, клиентами которого являются Национальная Галерея, Галерея Тейт и Букингемский Дворец, сказала, что никакие предметы искусства спасти не удастся.
"Это могила. Огонь бушевал с понедельника. Там не может быть ничего, что можно восстановить", - сказала Гастингс.
Некоторым утешением для владельцев картин, возможно, является то, что большинству из них будет выплачена страховка за сгоревшие предметы искусства. Борьбу с огнем вели 50 пожарных.
Работы Дэмиана Херста и Трэйси Эмин называли "подрывающими социальные, моральные, эстетические и религиозные устои общества"
Одна из самых скандальных работ Трэйси Эмин, тоже приобретенная в свое время Саатчи за 150 тыс. фунтов стерлингов, называется "Моя кровать". Она представляет собой настоящую кровать, в которой художница провела четыре дня, имитируя депрессию и самоубийство.
Кровать завалена использованными презервативами, пустыми водочными бутылками, испачканным в крови нижним бельем и прочими отходами жизнедеятельности. Когда кровать была выставлена в галерее Тейт, на нее запрыгнули два китайских студента и устроили бой подушками - что, конечно, служит косвенным свидетельством того, что произведение никого не оставляет равнодушным и провоцирует к прямым действиям.
Одна из последних работ Эмин, кстати, тоже связана с постельной тематикой: она представляет собой расписанную мочой простыню, посвященную воспоминаниям художницы о ранних годах собственной жизни.
Что касается Дэмиана Херста, то в середине 1990-х годов он вывел на орбиту поколение YBA (Young British Artists) и обратил внимание крупнейших критиков и коллекционеров на молодых британских художников. Благодаря его деятельности Лондон назвали новой мировой столицей современного искусства.
На первой шокирующей выставке в Нью-Йорке творчество Херста и его сподвижников было охарактеризовано как "подрывающее социальные, моральные, эстетические и религиозные устои общества".
"Хитом" экспозиции была выпотрошенная и разрезанная на куски свинья в формалине работы Дэмиана Херста. Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани усомнился в том, что это искусство, и попытался срезать финансирование музея (с 23 до 7 млн долларов). Однако суд, куда обратилась администрация музея, запретил мэру регулировать свободу самовыражения и обязал его полностью перечислить положенную сумму.
Модернисты извлекли из скандала пользу. Его широко освещали СМИ, а поколение YBA стяжало славу "супер-модного продукта современной британской культуры".
"Я хотел бы быть остановленным, но никто меня не остановил" - это откровение вырвалось однажды у Херста.