Галина Уствольская, одна из самых ярких учениц Дмитрия Шостаковича, скончалась в Петербурге 22 декабря в возрасте 87 лет. Именно слова "ученица Шостаковича" действительно подчас помогали музыке Уствольской пробиваться на концертную сцену, подогревая общественный интерес к ней.
Галина Уствольская родилась в 1919 году в Петрограде, где и прожила всю свою жизнь. Училась в консерватории по классу композиции - как раз у Дмитрия Шостаковича, затем осталась там же в аспирантуре. С начала 50-х годов много занималась преподаванием, состояла членом Союза композиторов.
Уствольская вошла в музыку с первых послевоенных лет как совершенно уникальная личность с пронзительным духовным миром, мощным интеллектом, трагическим пафосом, мужественной, суровой интонацией. Таковы ее ранние сочинение "Октет", Вторая фортепианная соната, пять ее симфоний (1955-1990), что выражено даже в их названиях: Вторая - "Истинная вечная благость", Третья - "Иисусе, Мессия, спаси нас!", Четвертая - "Молитва", Пятая - "Аминь". Исполнительские составы симфонических и инструментальных произведений Уствольской всегда уникальны.
В официальной критике музыку Уствольской критиковали за элитарность, жесткость и узость. Но, как отметил ее ученик Борис Тищенко, "если это узость, то узость лазерного луча, прожигающего металл". Она просила музыковедов воздержаться от анализа ее сочинений, солидарная с Шуманом в том, что "лучший способ говорить о музыке - это молчать о ней".
Галина Уствольская - лауреат Гейдельбергской премии 1992 года за достижения в области искусства. Современное музыковедение причисляет ее к крупнейшим композиторам ХХ века, отличающимся глубоким и самобытным талантом. Однако ее музыка больше известна за рубежом, чем в России.
Теперь эта ситуация может измениться, и вероятнее всего, даже станет нормой нарушение самого необычного пожелания Галины Уствольской: "Я прошу всех, кому дорого мое творчество, не делать его теоретического анализа".