Всего аукционов было два, сообщает "Коммерсант": один обычный, с топ-лотами по 100 тыс. долларов, второй – с лотами без оценочной стоимости. Лоты на аукцион предоставили 13 галерей во главе с устроителем "Совкомом".
Однако благодатные времена, когда лучший из художников определялся по количеству орденов Ленина, прошли. И в этот раз осталось не купленным, например, авторское повторение – фрагмент полотна "Утро на Куликовом поле" Александра Бубнова. А ведь это из ряда "родной речи", картинка была во всех учебниках, а автор – лауреат Госпремии СССР.
Один из многочисленных вариантов эпического полотна Владимира Серова "В. И. Ленин провозглашает Советскую власть" взяли всего за 100 тыс. долларов, тогда как в прошлом году на аукционе того же "Совкома" вариант похуже (без Сталина и Дзержинского) ушел чуть не вдвое дороже.
А туманную картину "На Урале" Бориса Щербакова купили за 140 тыс. долларов, почти в два раза меньше оценочной стоимости (200-220 тыс. долларов). Конечно, автор тоже из лауреатов, а его картины МИД покупал для украшения интерьеров советских посольств.
"Мальчики, выбегающие из воды" Александра Дейнеки 1930-х годов приобретены всего за 100 тыс. долларов – голые, солнечные, авангардные, в то время как в прошлом году гораздо более скучный поздний натюрморт мастера купили за 150 тыс.
Голые женщины, вопреки обычной аукционной практике, и вовсе успехом не пользовались. Так, трехметровая картина "Купальщицы" 1957 года монументалиста Владимира Замкова, фрагмент которой был опубликован в советской монографии об этом художнике, вообще интереса не вызвала. Созданную в совсем другом стиле эффектную "Обнаженную с апельсинами" 1992 года Игоря Обросова также не купили.
Директор "Совкома" и аукционист Юрий Тюхтин вынужден был признать, что сходные вещи продавались раньше по более высоким ценам. По его мнению, причина состоит в том, что либо рынок насытился, либо покупатели стали разборчивее.
Единственной картиной по-настоящему заинтересовавшей аукционистов стала "Дочь Советской Киргизии" Семена Чуйкова, один из вариантов знаменитой картины 1948 года, также украшавшая советские учебники. При предполагаемой стоимости в 16-20 тыс. после торга между покупателем в зале и телефоном небольшая картина поднялась с 15 тыс. до 85 тыс. долларов.