Клавдиев написал свой текст на основе документального материала, собранного в Норильске - в городе, где процент ВИЧ-инфицированных очень велик. Писатель беседовал с теми, кто из-за болезни оказался изгоем в обществе и вынужден был переменить свой образ жизни. В основе пьесы - интервью с несколькими ребятами, обосновавшимися в заброшенном доме и создавшими своеобразную коммуну. Их болезнь - исключительное обстоятельство, заставившее по-иному взглянуть на жизнь. Их отношение к жизни, их мысли увлекают своей нестандартностью. В их ситуации философские разговоры о высоком не кажутся праздной болтовней, для них понятия о Боге или смысле бытия стали слишком насущными. "Заполярная правда" в постановке Александровского - не о больных изгоях, это пьеса о красивых, "не усредненных" людях.
"Удивительно, но те ребята, с которыми Клавдиев беседовал в Норильске, считают, что ВИЧ в их жизни - это благословение. Здесь не идет речь о болезни, о жалости. Они пережили тот момент, когда от них отвернулись друзья, родные, нашли друг друга и начали строить нечто новое. Они вчитываются в Библию и принимают решение - мы должны не рассчитывать на Бога, а должны сами стать богами. И они в своем маленьком кругу создают утопию. Создают коммуну, где живут полноценной жизнью, которой у них не было до этой болезни. Поэтому тут вопрос о жалости или спекуляции на страданиях не стоит", - говорит Александровский.
"Заполярную правду" играют в пустом темном зале, несколько световых пятен выхватывают из темноты героев - двух девушек и двух ребят. Здесь нет четкого распределения ролей, помимо основных персонажей, членов коммуны, актеры играют и второстепенные роли - случайных гостей заброшенного дома, соседей, предавших друзей. Спектакль, идущий в бешеном темпе, сразу отказывается от "бытовухи" - текст выстроен так, что похож на эпос. Ребята подхватывают реплики, предваряя их вводными словами, защищая себя от "актерства".
С самого начала задан серьезный тон рассуждений - в первом диалоге герои разговаривают о Боге, обсуждают, "можно ли прожить жизнь, как Христос"?
"Болезнь стала катализатором - они решились на многие поступки, на которые бы не решились раньше. В каком-то смысле этот сюжет - провокация. Ведь мы же живем с ощущением своей бессмертности, потребительски относимся к жизни. На какие-то важные поступки мы не решаемся, потому что нам кажется, что впереди у нас вечность. А у них ее нет", - говорит Александровский.
Работа над "Заполярной правдой" длилась долго - текст, состоящий из документального и сочиненного драматургом пластов, требовал особенного подхода.
"Монологи документальны, а сценки-диалоги были написаны. Я всегда иду за автором - это мое кредо, но, когда я сделал первый эскиз спектакля, оказалось, что диалоги не работают. Идиллия, которая там возникает, доверия не вызывает. Я сам бывал в этих коммунах - не ВИЧовых, но в хипповских, в наркоманских "флетах". Я знаю атмосферу, у меня были такие знакомые, которые отвергли социум и попытались организовать что-то альтернативное. В итоге я решил перевести все в монолог. В таком варианте от актеров не требуется перевоплощения, они не должны играть. Актеры остаются собой и выходят на сцену рассказать о собственном опыте от соприкосновения с этой историей", - рассказал режиссер.
Спектакль сыгран четырьмя молодыми актерами "ON.театра", которые виртуозно сохраняют выстроенные режиссером отношения со своими персонажами - их будничные интонации спасают от пафоса, в них нет никакого драматического нажима, и даже трагический исход, к которому всегда ведет романтических неформалов жизнь, не выглядит здесь излишне театрально.