Лени Рифеншталь родилась в 1902 году в Берлине. Сначала занималась танцами и театром, а в начале 30-х годов увлеклась кинорежиссурой. Ее первые фильмы - "Голубой свет" и "Священная гора" - наделали много шума. Весной 1932 года Гитлер попросил Рифеншталь снять несколько пропагандистских фильмов. Именно так появилась кинокартина "Триумф воли". После этого Рифеншталь проводила съемки Олимпийских игр в Берлине в 1936 году. Она всегда отвергала слухи о том, что являлась членом нацистской партии и говорила только о смеси наивности и страстном желании снять хороший фильм. После окончания Второй мировой войны она дважды представала перед судом и дважды была оправдана. Однако за причастность к нацистской пропаганде Лени была приговорена к 4 годам лишения свободы. В 1952 году обвинения в пособничестве нацистам были с нее сняты.
Как сообщает НГ Exlibris, книга мемуаров Лени Рифеншталь выйдет в серии, в которой ранее вышли "Теорема" П.-П. Пазолини и "Романески" А. Роб-Грийе.
Встреча с Гитлером
В мемуарах Лени Рифеншталь рассказала о своей встрече с Гитлером. Вот отрывки из книги:
"Шла последняя неделя августа 1933 года, когда меня по телефону пригласили в рейхсканцелярию на обед. Не ожидая ничего хорошего, я поехала на Вильгельмштрассе. Меня встретил Брюкнер и указал место за длинным столом. Собралось уже примерно 30-40 человек, большинство в форме штурмовиков и эсэсовцев, лишь несколько человек были в гражданском. Будучи единственной женщиной, я чувствовала себя очень неловко. Кроме адъютантов Брюкнера и Шауба, я не знала никого из собравшихся. Когда в помещение вошел Гитлер, его приветствовали поднятой рукой. Он занял место во главе стола, за которым велись оживленные разговоры. Но вскоре был слышен только его голос. Меня занимала одна мысль: почему меня пригласили сюда?
По окончании трапезы присутствующие разделились на группы. Ко мне подошел Брюкнер и сказал: "Фюрер хочет поговорить с вами". Он провел меня в соседнее помещение. У небольшого стола стоял слуга, готовый подать кофе, чай или минеральную воду.
Через некоторое время вошел Гитлер и поздоровался со мной. Был он, судя по всему, в хорошем настроении. Первый же его вопрос привел меня в смущение: "Я пригласил вас, чтобы узнать, как далеко продвинулась подготовка к фильму о партийном съезде, а также о том, достаточную ли помощь оказывает Министерство пропаганды".
Я смотрела на Гитлера в полной растерянности: о чем он говорил? Удивившись моей реакции, он сказал: "Разве Министерство пропаганды не проинформировало вас о том, что вы, как я сказал, должны снимать фильм о съезде партии в Нюрнберге?"
Я покачала головой. Теперь был озадачен Гитлер.
"Вы ничего не знаете? - возбужденно спросил он. - Это же невозможно. Уже несколько недель назад Брюкнер лично передал мое поручение доктору Геббельсу. Вас не известили об этом?" Мне снова пришлось ответить отрицательно. Гитлер пришел в еще большее возбуждение. Он вызвал Брюкнера и раздраженно спросил: "Вы не передали мое поручение доктору? Почему не проинформировали фрейлейн Рифеншталь?" При этом он судорожно сжимал кулаки и был вне себя от ярости. Таким Гитлера я еще ни разу не видела.
Прежде чем испуганный Брюкнер смог ответить, Гитлер язвительно заметил: - Могу себе представить, как завидуют господа из Министерства пропаганды этой молодой, талантливой артистке. Они не могут смириться с тем, что столь почетное задание поручается женщине, да к тому же еще артистке, не состоящей в партии.
Ни Брюкнер, ни я не отважились возражать. "Это ужасно, что бойкотируют мое поручение, - добавил Гитлер. Резким голосом он велел Брюкнеру позвонить доктору Геббельсу и передать, чтобы он немедленно дал поручение господам из отдела кинематографии оказывать мне всемерную помощь при работе в Нюрнберге.
Как вспоминает Рифеншталь, она попробовала возразить, что не может выполнить его поручение, так как никогда не видела партийного съезда и не знает, что при этом происходит, к тому же у нее нет опыта съемки документальных фильмов. Однако Гитлер был неумолим, он убеждал режиссера, что для работы ей понадобится всего несколько дней. В конце концов Гитлер попрощался со словами: "Выше голову, все будет хорошо. Уже сегодня получите всю необходимую информацию".
"Фюрер явно не понимал, насколько несчастной должна была сделать меня его просьба. Ведь я хотела быть только киноактрисой. Это поручение было больше обузой, нежели почетным заданием, как часто утверждали впоследствии", - пишет Рифеншталь.
Приехав домой, Лени нашла в почте письмо от руководства киностудии УФА, в котором сообщалось, что задуманный ею проект фильма "Мадемуазель Доктор" не может быть реализован, потому как министерство обороны запретило съемки шпионских фильмов. Тут же содержалось приглашение в Нюрнберг на съезд партии. Когда Рифеншталь приступила к съемкам, в ее штабе были пять человек: трое кинооператоров, включая Вальтера Френца, впоследствии ставшего одним из лучших ее операторов, ее брат Гейнц, ведавший финансами, и она сама.
Как снимался "Триумф воли"
Как пишет Лени, в первый день они снимали только старые, украшенные флагами и гирляндами дома Старого города и еще не законченные трибуны. Со второго дня съемки стали сплошной мукой - операторов отовсюду прогоняли штурмовики или эсэсовцы. Из-за отсутствия пропусков они не могли ничего сделать. Рифеншталь рассказала, как ее пытались оклеветать или запугать.
На третий день ее пригласил Рудольф Гесс, который обвинил ее в том, что она в погребке ратуши заявила, что фюрер будет плясать под ее дудку, а также высказала критические замечания в его адрес. Режиссер была в шоке, так как до сих пор ей не приходилось сталкиваться с подобными интригами. "Этот случай потряс меня настолько, что я целый день не выходила из гостиницы", - пишет Рифеншталь. Мало утешало и то, что на следующий день, опросив свидетелей, Гесс извинился перед ней.
Геббельс - отвергнутый любовник Рифеншталь
В своих мемуарах Рифеншталь пишет о Геббельсе как об отвергнутом любовнике. "Я стояла перед грудой развалин, - пишет она, - Моя блестящая карьера танцовщицы, актрисы и начинающего продюсера в Германии, казалось, подошла к концу. Ибо противостоять власти министра пропаганды, которому подчинялась вся германская кинопромышленность, театры и пресса и который - как отвергнутый любовник - начал ненавидеть меня, не было никаких шансов".
После возвращения в Берлин Рифеншталь снова пригласили в рейхсканцелярию: "Как и в прошлый раз, я была единственной женщиной среди сидящих за большим столом, и снова тон задавал фюрер, которому временами вторил доктор Геббельс, к моему ужасу, на сей раз присутствовавший на обеде. Когда стол убрали, меня, как и при первом приглашении, провели в уже известную мне соседнюю комнату. Через некоторое время в ней появился Гитлер в сопровождении министра пропаганды.
Последовала неприятная сцена. Невыносимое напряжение я и Геббельс пытались скрыть от Гитлера. "Расскажите мне, - сказал Гитлер, - как обстояли дела в Нюрнберге?" Тут я уже больше не могла владеть собой. Я возбужденно сообщила ему обо всем: какие унижения, каверзы и отказы я пережила в Нюрнберге, не забыла и странного допроса Рудольфом Гессом.
С трудом сдерживая слезы, я едва ли была способна произнести еще хотя бы слово. Лицо Гитлера побагровело, а Геббельс побелел как мел. Гитлер вскочил из-за стола и сказал Геббельсу резким тоном: "Доктор, вы несете ответственность за то, что произошло. Чтобы этого больше не повторилось! Фильм о всегерманском съезде партии делает фрейлейн Рифеншталь, и никто другой, - это мой приказ". После этого Гитлер попрощался и покинул помещение, не удостоив Геббельса взглядом. Тот с окаменелым лицом также вышел из комнаты". После этого, пишет Рифеншталь, Геббельс вызвал ее к себе. Как только она вошла, он закричал: "Не будь вы женщиной, я спустил бы вас с лестницы. Как вы смеете чернить моих людей перед Гитлером? Я ваш начальник, вы должны обращаться ко мне".
Она пробовала возразить, но Геббельс прошипел, придя в бешенство: "Вы опасный человек, доносчица. Идите! Я не могу вас больше видеть!" Эта встреча произошла 13 октября 1933 года.
Как монтировался "Триумф воли"
Через несколько дней Рифеншталь посетил сотрудник отдела кино Минпропа, который заявил, что ему поручено помогать ей в дальнейшей работе над фильмом о партийном съезде, и попросил составить перечень всех расходов, которые режиссеру должны компенсировать. Ей выделили помещение на копировальной фабрике, комната была настолько примитивна и мала, что в ней не уместился даже монтажный стол - его пришлось поставить в неработающий грузовой лифт, у которого сняли двери.
"Без всякого желания я начала сортировать отснятую пленку, пытаясь смонтировать хоть что-то подходящее. Поскольку у фильма не было никакого сюжета и сценария, я могла только попытаться так расположить кадры, чтобы в результате возник оптический эффект смены образов и определенный ритм. Столь частый упрек, будто я делала пропагандистские фильмы, - нелепость. То был документальный фильм, а это большая разница: никто, в том числе и члены партии, не давал мне никаких указаний, как я должна снимать. К тому же не было и постановочных сцен. На предоставленной в мое распоряжение пленке - всего-навсего 12 тысяч метров - зафиксированы лишь кадры, снятые в ходе съезда. Во время работы я ни секунды не помышляла о пропаганде партийных идей".
Во время работы над фильмом Рудольф Дильс, шеф Тайной государственной полиции, сообщил, что ему поручено взять Рифеншталь под круглосуточную охрану. На вопрос, зачем это надо, было сказано, Гитлер слишком ценит ее, некоторые опасаются, что она может, как-то влиять на него, этого не хотят допустить. Соответственно, опасность может исходить от штурмовиков.
Наконец фильм был смонтирован. Часовой фильм стал называться "Победа веры", это было официальное название пятого партийного съезда НСДАП. От отдела кино Минпропа, бывшего заказчиком фильма, Рифеншталь получила 20 тысяч марок. Общие затраты на его производство, включая музыку, синхронизацию и жалованье, составили всего 60 тысяч.
Рифеншталь упоминает и о "нелепых слухах", что Гитлер якобы поручил ей уничтожить негативы и все копии, поскольку в фильме было несколько сцен с Эрнстом Ремом, тогдашним начальником штаба штурмовых отрядов, которого Гитлер 30 июня 1934 года приказал расстрелять. На самом деле, пишет Рифеншталь, эти дубль-негативы и промежуточные позитивы еще после окончания войны лежали в бункере в Берлине и в Кицбюэле. Они были или конфискованы, или вывезены союзниками. Оригиналы негативов, в том числе и "Победы воли", в последние дни войны потерялись во время перевозки в Боцен, где их собирались сохранить от бомбежек. Несмотря на все старания, в том числе и со стороны союзников, исходные материалы разыскать так и не удалось.