В Москве покажут загадочную "Даму с единорогом" Рафаэля
Википедия
В пятницу, 25 марта, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) в Москве начинается экспозиция одной из самых загадочных картин мирового искусства - "Дамы с единорогом" кисти Рафаэля, привезенной из римской галереи Боргезе, сообщает ИТАР-ТАСС.

Как именно специально для произведения будет оформлено экспозиционное пространство, в музее раскрывать отказались, отметив, что это будет сюрприз для публики. Первыми работу увидят журналисты и гости вернисажа, а для посетителей выставка одной картины будет проходить с 26 марта по 10 мая.

Работа экспонируется в рамках Года итальянской культуры и итальянского языка в России.

"Созданный Рафаэлем образ молодой прекрасной женщины полон очарования и чистоты юности. Это впечатление связано также с таинственным зверьком на ее коленях - единорогом, символом женского целомудрия", - отмечает директор ГМИИ Ирина Антонова.

"Портрет дамы с единорогом" (написан в 1505-1506 гг.) художника Рафаэля Санти (1483-1520) хранится в знаменитой галерее Боргезе в Риме. Когда мастер создавал произведение, он был еще очень молод, но уже тогда его талант был очевиден. У картины сложная и даже таинственная судьба. На протяжении пяти столетий шли и продолжаются до сих пор научные исследования работы.

Работа создана мастером как бы в диалоге с Леонардо да Винчи, только закончившим знаменитый портрет "Моны Лизы". Рафаэль использует уроки Леонардо, устанавливая новый для искусства портрета повышенный контакт модели со зрителем.

До ХХ века существовали лишь догадки, что шедевр принадлежит кисти Рафаэля. Точку в споре поставило исследование с помощью рентгеновских лучей. Картина стала одним из первых произведений, подвергнутых в 1927 году подобной экспертизе.

По словам главы Объединенных музеев Рима (Polo museale di Roma) Росселлы Водре, героине Рафаэля за время создания картины пришлось сменить несколько ролей, и обнаружилось это лишь во время радиографического исследования, передает РИА "Новости".

Выяснилось, что сначала Рафаэль писал девушку с собачкой на коленях. "Возможно, речь шла о свадебном портрете, который перед бракосочетанием предполагалось отослать жениху. Собачка - это символ супружеской верности", - сообщила Водре.

Однако картина не была закончена. "Почему - мы не знаем. Возможно, свадьба расстроилась, возможно, жених скончался. Как бы то ни было, Рафаэль вернулся к этой вещи лишь спустя несколько лет, и тогда уже дописал руки дамы, которая теперь обнимала уже единорога. Таким образом, символический смысл картины менялся: единорог - знак чистоты и непорочности", - сказала глава Объединенных музеев.

По ее словам, через несколько десятков лет, в конце XVI века "Дама с единорогом" превратилась в святую Екатерину Александрийскую: неизвестный художник прикрыл ей плечи плащом и изобразил на заднем плане колесо, символ мученичества святой. И только во время реставрации 1935-36 годов картине вернули прежний вид. Параллельно появилось предположение, согласно которому "Дама с единорогом" была портретом Джулии Фарнезе, любовницы папы Александра VI Борджиа, однако впоследствии гипотезу сочли необоснованной.

Водре отметила, что "Дама с единорогом" крайне редко покидает пределы Италии. Подготовка ее визита в Москву длилась три месяца: вначале был изготовлен герметичный контейнер, в котором должен сохраняться привычный для картины микроклимат, затем деревянный ящик особой конструкции, позволяющей жестко закрепить контейнер, не давая хрупкой доске сдвинуться даже на миллиметр. В специально оборудованном автомобиле шедевр Рафаэля доставили в римский аэропорт, а оттуда он правительственным бортом прилетел в Москву.

Приезд в Москву картины Рафаэля - настоящее событие. В собрании ГМИИ Рафаэля нет. В Эрмитаже два - но один ранний, а другой - скромный. Спасибо большевикам - лучшие рафаэлевские вещи они преспокойно продали в 20-е, теперь их привозят нам показывать из Вашингтонской национальной галереи, отмечает "Коммерсант".

Рафаэль в русской культуре все больше литературный - тот, который был живописцем из живописцев для Пушкина, или тот, перед которым рыдал Достоевский. Подвинуть Рафаэля с его пьедестала не могли даже напрочь отказавшие титану Возрождения в искре божьей Стасов и компания.

Выведя на первые роли романтический миф о Рембрандте и противопоставив высокие буйные страсти Микеланджело безжизненной холодности рафаэлевских дев, критики-"реалисты" не добились ничего: Рафаэля долгое время было модно поругивать, но его место в русском художественном пантеоне не мог занять никто.

Краткий показ "Сикстинской мадонны" перед возвращением из Москвы в Германию сокровищ Дрезденской галереи реноме ее автора только упрочил. Тут, как справедливо заметила Фаина Раневская на недоуменное хмыкание "интеллектуалов" перед "Сикстинской мадонной", "эта дама столько столетий стольким нравилась, что теперь она сама имеет право выбирать, на кого какое производить впечатление".