Объявлены номинанты на кинопремию "Золотой орел"
НТВ
29 января в Первом павильоне "Мосфильма" пройдет церемония награждения премией Национальной академии кинематографических искусств и наук России "Золотой Орел". Список фильмов, из которых будет выбирать президиум академии, уже оглашен. Больше всего номинаций (шесть), включая все основные, у фильма "Стиляги" Валерия Тодоровского, сообщает радио "Свобода". Шорт-лист "Золотого орла" почти полностью отличается от шорт-листа премии кинокритиков "Белый слон".

На главный приз в категории "лучший игровой фильм" претендуют пять картин: "Анна Каренина" Сергея Соловьева, "Палата №6" Карена Шахназарова, "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя, "Стиляги" Валерия Тодоровского и "Царь" Павла Лунгина.

- СМИ: Номинации "Золотого орла" и премии кинокритиков показали размежевание в киносообществе
- Эксперты уточняют разницу - "Золотого орла" не дают фильмам о современности
- Отборщики "Золотого орла" объясняют расхождение "исторической" респектабельностью премии

В категории "лучшая режиссерская работа" представлены Николай Досталь, Валерий Тодоровский и Карен Шахназаров.

За "Золотого орла" в актерских категориях будут бороться Светлана Крючкова ("Похороните меня за плинтусом"), Наталья Негода ("Бубен, барабан") и Чулпан Хаматова ("Событие"),

В мужской категории премия может быть присуждена Владимиру Ильину ("Палата №6"), Богдану Ступке ("Тарас Бульба") и Олегу Янковскому ("Анна Каренина").

За роли второго плана на награды академии будут претендовать Полина Кутепова ("Чудо"), Анна Михалкова ("Сумасшедшая помощь") и Нина Усатова ("Поп"), а также Сергей Гармаш ("Стиляги"), Сергей Маковецкий ("Чудо") и Сергей Юрский ("Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину").

За звание "Лучший анимационный фильм" будут бороться "Правдивая история о трех поросятах", "Проект "Смешарики", сезон 2009 года, и "Роберт Шуман. Письма".

Среди неигровых фильмов на соискание премии выдвинуты картины "Рерберг и Тарковский. Обратная сторона "Сталкера" Игоря Майбороды, "Сумерки богов" Сергея Мирошниченко и "Этюды о Гоголе" Евгения Потеевского.

В номинации "лучший зарубежный фильм в российском прокате" представлены "Бесславные ублюдки" Квентина Тарантино, "Вики Кристина Барселона" Вуди Аллена и "Миллионер из трущоб" Дэнни Бойла.

Премия "Золотой орел" была основана в 2002 году, ее вручает Национальная академия кинематографических искусств и наук. В прошлом году главным лауреатом стало "Дикое поле" Михаила Калатозишвили.

СМИ: Номинации "Золотого орла" и премии кинокритиков показали размежевание в киносообществе

Главная номинация "Золотого орла" с выбором критиков (национальная премия кинопрессы "Белый слон", врученная на прошлой неделе) совпала только в одной позиции - "Стиляги" Валерия Тодоровского. Остальные картины, выбранные академией "Орла", если и встречались в критической табели, то только в отдельных, актерских в основном, номинациях, отмечает газета "Время новостей".

Также не совпал выбор кинокритиков с номинациями "Золотого орла" на лучшего режиссера. Согласия с критиками нет даже в актерских номинациях за одним исключением - Наталья Негода, получившая уже "Слона", теперь соревнуется со Светланой Крючковой и Чулпан Хаматовой.

Среди мужчин есть Олег Янковский, но не за митрополита Филиппа, как у критиков, (Никите Михалкову фильм "Царь" не пришелся по душе), а за Каренина.

Как отмечает газета, у "Орла", впрочем, есть и своя, отдельная стезя, где шуму и блеску больше, чем везде, - телевизионные фильмы и сериалы. Здесь выбор таков: среди коротких - "Без вины виноватые", "Братья Карамазовы" и "Галина", а среди длинных - "Глухарь", "Папины дочки", а также "Тяжелый песок".

Эксперты уточняют разницу - "Золотого орла" не дают фильмам о современности

Среди фаворитов "Золотого орла" нет ни одного фильма о современности: время для академии остановилось в середине 1950-х, когда разворачивается действие "Стиляг" и "Чуда" Александра Прошкина (Полина Кутепова и Сергей Маковецкий номинированы за лучшие роли второго плана). Ни одного режиссера, дебютировавшего после распада СССР. "Морфий" Алексея Балабанова, очевидно, лучший фильм года, почти издевательски номинирован за лучший монтаж. Хотя в нем есть и классическая литературная основа, и судьбы России, и уникальная культура изображения: то есть всем академическим ценностям он удовлетворяет, пишет на страницах "Коммерсанта" известный кинокритик Михаил Трофименков.

"Весь год критика обсуждала, поднялась ли новая кинематографическая волна. Не важно, что такие разговоры возникают периодически. Основание-то для них есть. Но академия молодое кино игнорирует. Лишь Анна Михалкова может быть признана лучшей актрисой второго плана за "Сумасшедшую помощь" Бориса Хлебникова, трагикомедию обыкновенного безумия, которому подвержены и гастарбайтеры, и деклассированные элементы, и менты. Да еще Наталья Негода, сыграв в "Бубне, барабане" Алексея Мизгирева, может стать лучшей актрисой года. Но режиссура Бориса Хлебникова и Алексея Мизгирева остались незамеченными. Как, впрочем, и "Волчок" Василия Сигарева, триумфатор Сочинского фестиваля и премии критики "Белый слон", и "Россия 88" Павла Бардина, интересная имитация home video, которое якобы снимают московские нацисты, и воздушная история поисков любви милиционершей из Владивостока — "Сказка про темноту" Николая Хомерики, достойно несущего звание ученика французского классика Эрика Ромера", - пишет эксперт.

Российская академия опять оказалась святее папы римского, то есть консервативнее американской киноакадемии, открытой новым именам и независимым тенденциям, подводит итог Трофименков.

Отборщики "Золотого орла" объясняют расхождение "исторической" респектабельностью премии

"Есть понятие "культурная респектабельность". Культурная респектабельность для любой академии имеет огромное значение. Для академии респектабельность исторической тематики значительно выше, чем респектабельность тематики современной", - пояснил радио "Свобода" главный отборщик фестиваля Кирилл Разлогов.

Расхождения с шорт-листом "Белого слона" Разлогов объясняет различием критериев: "Естественное расхождение по критериям того, что такое хорошо и в каком направлении надо развиваться нашему кино, - это расхождение в том, что важно и какую тенденцию следует поддерживать".

"Я очень рад, например, что в пятерку картин попала "Анна Каренина" Сережи Соловьева. Она по самым разным причинам оказывается на периферии проката, потому что эта картина сделана в таком академическом ключе, который, казалось бы, никак не соответствует современным и актуальным тенденциям киноязыка. При этом эта картина вполне достойная и сделанная в полную меру таланта. Разные вкусы, разные люди, разные кинематографические профессии, разные поколения - и стремиться здесь к какому-то единому общему знаменателю не нужно. Хотя очень показательно, что какие-то работы вдруг оказываются сразу в трех вариантах. Это свидетельствует о том, что картина "попала в десятку". А все остальные расходятся - и очень хорошо, что расходятся. Должна быть поддержка и у одних картин, и у других. Было бы очень грустно, если бы все скопом поддерживали те картины, которые "приказало" ЦК КПСС", - считает Разлогов.