В этом году "Завтра" проходит без основного жюри: адресат награды определялся с помощью зрительского голосования, а приз должен сложиться из суммарных сборов за все пять фестивальных дней. Сколько это будет - станет ясно только в среду, так как, по словам продюсера фестиваля Ольги Дыховичной, все основано на сложной системе подсчетов, однако, согласно оценкам организаторов, публики в этот раз оказалось существенно больше, чем в прошлом году.
Жюри молодых критиков во главе с Борисом Нелепо присудило свой приз картине пострадавшего за свои оппозиционные убеждения иранца Джафара Панахи (Jafar Panahi). Его лента под названием "Это не фильм" (In film nist) - хроника ожидания казни: в декабре 2010 года Панахи осудили на шестилетнее заключение и двадцатилетний запрет на профессию, однако он подал на апелляцию и девять месяцев жил в ожидании вердикта. Тем временем картину Панахи, контрабандой вывезенную за границу, успели показать в Каннах. 15 октября, несмотря на протесты дипломатов и кинематографистов всего мира, тегеранский суд подтвердил приговор, запрещающий режиссеру не только снимать, но и писать сценарии и общаться с журналистами. Впрочем, в Москве Панахи наградили не как жертву репрессий, а как автора высказывания о природе кинематографа, которое явно войдет в историю.
Деловую часть фестиваля под названием "Проект на завтра", проходившую 22-23 октября, организатор кинорынка и глава компании Tvindie Евгений Гиндилис признал успешной.
"Те картины, которые были представлены, вызвали очень большой интерес у дистрибуторов, по ним идут переговоры", - сказал РИА "Новости" Гиндилис.
Он добавил, что наибольшего внимания удостоились "Пока ночь не разлучит" Бориса Хлебникова, "Последняя сказка Риты" Ренаты Литвиновой, "Танец Дели" Ивана Вырыпаева и "Орда" Андрея Прошкина, однако их дальнейшая фестивальная и прокатная судьба - "не вопрос одного дня".
Кроме того, глава "КиноСоюза" Прошкин, а также Хлебников и его продюсер Роман Борисевич присутствовали на литературной части "Проекта на завтра", где в виде буктрейлеров представлялись свежевышедшие и пока не опубликованные книги, обладающие кинопотенциалом.
"Проект на завтра" придуман для интеграции российских кинопроектов в мировой контекст: проекты, находящиеся в стадии завершения, презентуются европейским дистрибуторам и фестивальным отборщикам. Так, именно благодаря проекту "На завтра" сложилась фестивальная судьба награжденных в Венеции "Овсянок", "Generation P", там же прокатчики впервые увидели фрагменты "Шапито-шоу" Сергея Лобана, "Другого неба" Дмитрия Мамулии, "Громозеки" Владимира Котта. В этом году на кинорынок приехали представители Венецианского, Каннского, Роттердамского, Варшавского и Копенгагенского фестивалей, а также фестиваля американской "Трайбеки".