Завязка сюжета заключается в коллизии, до боли знакомой российской аудитории: муж и жена пытаются решить, ехать или оставаться. Она мечтает воспитывать дочь на Западе, у него на попечении больной отец; конфликт кажется непреодолимым. Приходится разводиться - но тогда надо как-то поделить ребенка.
Жена перебирается жить к маме; вместо нее заботиться о старике нанимают сиделку; сиделке вера не разрешает поменять обмочившемуся больному штаны - да к тому же она еще и беременна. Чтобы отлучиться к врачу, эта женщина привязывает спящего старика к кровати; тот падает; его разгневанный сын выталкивает сиделку из дома, она в итоге теряет ребенка - а по иранскому закону это приравнивается к убийству. Дальше события катятся неостановимым снежным комом, вовлекая религиозных и атеистов, обеспеченных и бедных, детей и взрослых, учителей и соседей.
Притягательность всей этой невеселой истории доказывают европейские сборы картины: во французском прокате она заработала 10 миллионов долларов, в итальянском - около 7 миллионов, в немецком - 1 миллион долларов.
В России прокатчики на подобные успехи не рассчитывают, хотя Асгар Фархади, как напомнил глава "Кино без границ" Сэм Клебанов, редкий случай звезды мировой режиссуры, открытой на Московском кинофестивале - в 2003 году его первая картина, "Танцуя в пыли", получила на ММКФ приз за лучшую мужскую роль.
Фильм выходит в четырех московских кинотеатрах, двух петербургских, а также в Новосибирске, Красноярске, Волгограде и Самаре.
Режиссерская карьера Асгара Фархади началась в 2003 году с социальной драмы "Танцуя в пыли" (приз Московского кинофестиваля за лучшую мужскую роль). Сейчас на его счету пять полнометражных картин. В фильме "Все об Элли" (2009) Фархади использовал коды европейской экзистенциальной драмы для разговора о проблемах иранских женщин. В сюжете и общем строе картины легко узнавалось "Приключение" Микеланджело Антониони.
Но исчезновение героини трактовалось не как метафизическая загадка, а как трагическое следствие неравенства и социальной несправедливости. После "Серебряного медведя" за режиссуру на Берлинале-2009 о Фархади заговорили как о новой надежде иранского кино и достойном последователе Киаростами и Махмальбафа. Впрочем, их учеником Фархади в полном смысле слова никогда не был.
Его кинематограф куда менее амбициозен и куда более укоренен в повседневной жизни. Скромные, частные истории его ничем не примечательных героев не слишком раздражают всесильное Министерство культуры и исламской ориентации. А для Европы это великолепное пособие по жизни в закрытой стране, экзотической и пугающей.