До Москвы картины и графические работы Нестерова, широко известного по своему "Видению отроку Варфоломею", демонстрировались на его родине в Уфе и Русском музее в Санкт-Петербурге, однако проект в Третьяковской галерее стал из них самым масштабным. В экспозиции демонстрируется порядка 300 произведений, собранных из более чем 30 музейных и частных собраний. Здесь представлены и самые известные работы, и те, что мало демонстрировались - есть и произведения, которые буквально только что поступили в галерею от внучки художника Ирины Шретер или были переданы для временного показа другой его внучкой, Марией Титовой.
Показ открывают ранние работы Нестерова времен поиска собственного стиля и манеры письма. Здесь можно увидеть немного лубочных персонажей небольшой картины "Домашний арест" и карикатурных героев "Знатока" и "Жертвы приятелей", эскизы к картинам на исторические темы.
Неподалеку от них разместился "Пустынник" - можно сказать, программное произведение, на годы вперед определившее тематику работ художника с образами святых, монахов и воцерковленных россиян, скудной природой и особой интонацией, торжественной и печальной одновременно. Эту тему поддерживают и "Видение отроку Варфоломею", и "Юность преподобного Сергия", и "Христова невеста", и масштабное полотно "На Руси", а также его эскизы росписей во Владимирском соборе в Киеве и церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители в Москве.
Но примечателен "Пустынник" не только этим - именно эта работа, написанная под впечатлением от литографий с изображением Серафима Саровского, стала первой картиной Нестерова в собрании основателя музея Павла Третьякова, а средства, вырученные от ее продажи, позволили художнику поехать в Европу. Художественные впечатления от Италии представлены на выставке в виде небольших работ с видами Капри, Венеции и портретными зарисовками итальянских типов.
Тема портретов в экспозиции не менее значительна и даже, кажется, более масштабна, нежели разнообразные религиозные сюжеты. Каждому портретируемому художник выбирал особый образ, подбирал характерную позу и антураж.
Особенно Нестеров любил писать свою дочь Ольгу, самую старшую из трех, мать которой, первая жена художника Мария Ивановна, скончалась через несколько дней после ее рождения. На выставке представлены два ее портрета - тот, на котором она полулежит в кресле, из собрания Третьяковской галереи, и где она изображена в образе амазонки, из Русского музея. Далее следуют и другие семейные портреты - второй его супруги Екатерины Васильевой, их детей, в том числе сына Алексея в испанском костюме, и появившейся на свет между двумя браками Веры.
В 1920-30-е годы Нестеровым была создана без преувеличения целая галерея образов советской интеллигенции - это и физиолог Павлов с лежащими поверх стола руками со сжатыми кулаками, и скульптор Мухина за работой, и художники братья Корины, работы которых не так давно показывали на выставке в Третьяковской галерее.
Специально для этого проекта в музее подготовили обширную образовательную программу с лекциями, экскурсиями, художественной практикой в Творческой мастерской. Выставка продолжит свою работу до 18 августа. В это время в Третьяковской галерее возобновляется акция "Четверги допоздна".