В интервью газете Hurriyet Фазиль Сай сказал, что крайне резкая реакция на его ироничные антиисламские комментарии и заявление о том, что он не верит в Аллаха, выявила подъем религиозной нетерпимости в турецком обществе. В частности, депутат парламента от правящей Партии справедливости и развития Шамиль Тайяр назвал композитора "сыном шлюхи".
"Когда я сказал, что я атеист, все начали оскорблять меня, а мои сообщения в твиттере вызвали интерес со стороны правоохранительных органов, - рассказал Сай. - Наверное, я первый человек в мире, который подвергается судебному преследованию за атеизм".
По турецким законам, оскорбление религиозных ценностей карается тюремным заключением на срок от трех месяцев до одного года. "Если я попаду в тюрьму, с моей карьерой будет покончено, - говорит музыкант. - Думаю, пора перебираться в Японию".
В произведениях Фазиля Сая академическая традиция нередко сочетается с элементами джаза и турецкого фольклора.
Среди самых известных его сочинений "Четыре танца для Ходжи Насреддина" для фортепиано соло (1991), Второй концерт для фортепиано с оркестром "Шелковый путь" (1994), оратория "Назым" на стихи Назыма Хикмета (2001). В 2006 году в Вене состоялась премьера его балета "Патара" на тему из фортепианной сонаты Моцарта KV 331 - для сопрано, фортепиано и турецких народных инструментов.
В репертуаре Сая-пианиста важное место занимают произведения Баха и Моцарта. В 2000 году Сай записал собственное переложение "Весны священной" Стравинского для двух фортепиано, исполнив обе партии.
Фазиль Сай много выступал дуэтом со скрипачом Максимом Венгеровым, а в 2006 году в Москве состоялся сольный концерт пианиста.