Один из них - "Не игрушки!?" - демонстрирует, как при умелом подходе плюшевые звери и куклы могут превратиться в арт-объекты, другой - Mausoleum – покажет проекты фантастических домов и городов, и третий - "Владимир Сычев. Репортаж" - Россию и ее жителей образца 40-летней давности.
Проект "Не игрушки!?", подготовленный сотрудниками отдела новейших течений музея, решает глобальную задачу. А именно - показать, как в своих творческих целях обращались художники с предметами детского внимания на протяжении 80 последних лет.
Вот гордо парят под потолком жутковатые резиновые куклы, переработанные Борисом Орловом в позитивных Купидонов с посеребренными крыльями, - кто с волосами, но без глаз, а кто наоборот. Все вместе они - "Парад астральных тел".
Параллельно оказывается, что если к детским скакалкам с ручками в виде лягушек добавить ружье, то они вполне могут стать арт-объектом. "Допрыгались", - сообщает зрителю Витас Стасюнас, приладивший одно земноводное к курку, а другое - к дулу.
А вот жирафы Ростана Тавасиева ведут себя в музее как озорные школьники: рвут холсты, качаются на картинах и разъезжают на пианино. А помещенные под стекло резиновые игрушки из коллекции Кирилла Шаманова превращаются в парадный портрет героев ванн и песочниц недавних 1970-х.
Куратор выставки "Бумажная архитектура" Юрий Аввакумов не в первый раз экспериментирует с классическим пространством, встраивая в него другие сооружения. Так, в Третьяковской галерее появился Мавзолей.
Стены у него, правда, картонные, а вместо Ильича - проекты российских архитекторов, которые в 1980-1990-х годах получали награды на престижных международных выставках, но так никогда и не были реализованы.
Очень любопытно посмотреть, какие идеи возникали несколько десятилетий назад у современных архитекторов: футуристические проекты застройки Зубовской площади в Москве Виктора Смышляева и Вячеслава Мизина или кладбище-небоскреб Михаила Белова и Юрия Аввакумова.
Выставка "Владимир Сычев. Репортаж"
Фотохудожник Владимир Сычев - один из немногих советских авторов, признанных на Западе. Он работал с Vogue и Stern, снимал предвыборную компанию Жака Ширака. Между тем, в Третьяковской галерее можно увидеть порядка сотни черно-белых снимков, сделанных в России в 1970-х годах.
Одна из серий - "Летопись неофициального искусства" - появилась благодаря тому, что московская квартира Сычева часто становилась местом проведения выставок андеграундных тогда художников.
Вместе с тем, на выставке можно увидеть работы из другой знаменитой серии фотографа - "Повседневная советская жизнь". При этом некоторые вспомнят, а другие узнают, как граждане СССР стояли в очередях, ходили на демонстрации и строили светлое будущее, не исключая при этом алкогольный досуг на бульварах.
Вторая часть проекта - работы Сычева "западного" периода - демонстрируется в Галерее на Вспольном.