При создании картины Леонардо использовал технику письма "сфумато". При ее применении переходы между планами картины и ее предметами намеренно смягчаются размытием контуров и общим сближением колоритов. Отчасти такого эффекта Леонардо добивался, нанося на участки картины сверхтонкие слои лака. В дальнейшем они слились в единый слой при общей лакировке картины.
Для того чтобы разгадать тайну Джоконды, решено было применить специальную многоспектральную камеру для выяснения подлинного колорита картины. Таким образом полотно подверглось колориметрическому анализу на основе многоспектрального оцифровывания.
Камера, изобретенная во Франции инженером Паскалем Коттом, позволяла записать изображение каждого пикселя картины при освещении ее светом с длиной волны, варьирующейся от 380 до 1050 нанометров, близких к инфракрасному излучению. Из полученных цифровых данных после этого достаточно было "вычесть" данные спектра лака картины, которые удалось установить достаточно точно.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, в результате ученые получили четкий цифровой портрет Джоконды - такой, какой она была в первые дни после создания: с почти молочным цветом кожи, в платье иного оттенка, с четкими узорами вышивки, более утонченными руками, которые позже приобрели желтоватый оттенок.