"Сидур говорил: "Мой жизненный опыт на 80% состоит из военного". Биография художника, в 17 лет оказавшегося на войне, безусловно, способствовала обостренному драматизму его мироощущения. Созданные мастером работы пронизаны одной мыслью: главное зло на земле - насилие, а тема войны, уничтожающей человека и его мир, стала основной в творчестве художника, поэтому выставку мы назвали именно так", - говорит она.
В сентябре - октябре, после показа в Москве, скульптуры, керамика, графика и резные работы из линолеума малоизвестного на родине автора отправятся в Страсбург, затем в Люксембург, в 2017 году выставка будет работать в Китае, а затем вернется в Европу. Творчеством Сидура заинтересовались на Балканах, а также в Германии и Франции. Солтановская уточнила, что создание выставки инициировало постоянное представительство РФ при Совете Европы по случаю 20-летия членства России в этой организации.
"Выбор автора, конечно, не случаен. Многие пронзительно трагические и в то же время необыкновенно искренние и лиричные произведения Сидура как бы являются иллюстрацией статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод - права на жизнь, запрета пыток, права на свободу и личную неприкосновенность, на уважение частной и семейной жизни, свободы мысли и совести", - говорит куратор выставки.
По ее словам, после того, как экспозиция была собрана, стало очевидно, что общечеловеческие ценности, о которых говорит Сидур, могут быть понятны зрителям во всем мире. Поэтому выставку решили сделать передвижной.
Центральными экспонатами проекта станут знаковые для творчества художника скульптуры "Раненый" (1963), "Формула скорби" (1972), "Узник" и "Связи. Нежность", в экспозицию также включены менее знакомые широкому кругу произведения.
"Экспонаты выставки - это прежде всего работы из фондов Манежа, дополненные несколькими работами из частных коллекций и семьи художника. Вне зависимости от того, где будет показана выставка, ее экспонаты останутся неизменными. А вот экспликации - текстовое сопровождение выставки - будут немного меняться", - заключила Солтановская.
Напомним, работы Вадима Сидура, представленные на выставке "Скульптуры, которых мы не видим", работавшей в Манеже в августе прошлого года, вызвали недовольство со стороны так называемых православных активистов. Группа молодых людей во главе с лидером движения "Божья воля" Дмитрием Энтео ворвались в выставочный зал и разрушили четыре скульптуры.
По словам Энтео, на выставке были "изображены несколько вариантов распятий, при этом у Христа нет набедренной повязки и изображены половые органы". Он привел еще несколько примеров выставленных работ: в одной "у Христа вместо лица изображена страшная инопланетная рожа", а в другой - "крест заворачивается в несущего и пронзает его, создавая собой женскую грудь".
Активисты были оштрафованы на 1000 рублей. Итоги проведенного социологического опроса показали, что каждый десятый россиянин посчитал погром оправданным. Реакция представителей РПЦ оказалась противоречивой.