По сюжету мусульманка Алья (Зана Марьянович, до того снимавшаяся в "Снеге" у Айды Бегич) попадает в лагерь для военнопленных и в одном из охранников (сын военного Горан Костич, памятный по фильму "О богах и людях") узнает человека, с которым встречалась до войны. В новой жизни между ними возникают сложные и неоднозначные отношения, природу которых, как настаивает Джоли, бесполезно оценивать по приблизительным пересказам.
"В фильме идет речь о войне в Боснии, но по сути он универсален. Я хотела рассказать, как жизнь на войне перекраивает отношения людей и их поведение. И в этом мне очень помогли рассказы моих актеров - почти все они пережили войну, и их истории тоже вплетены в сюжет. Мы снимали, наполовину следуя сценарию, наполовину импровизируя", - утверждает Джоли.
По мнению западных журналистов и наблюдателей, своими глазами видевших то, что происходило в Боснии, картина невероятно точно передает суть событий, воссоздавая невыносимую атмосферу гражданской войны.
"Людям казалось, что весь мир позабыл их. То было время великой боли и великого мужества. Моя цель заключалась в том, чтобы показать это мужество, не оскорбляя никого, и напомнить о войне всем - хотя лишь немногие способны полностью все понять. Я прочла очень много книг о войне, я много говорила с людьми, я наблюдала и прислушивалась. Мне важно рассказать, как это было на самом деле, но я никого не хотела оскорбить", - объяснила актриса в интервью The Guardian.
Однако ассоциация боснийских женщин - жертв войны дошла до ООН с жалобами на голливудскую диву, решившую в романтическом виде представить отношения между жертвами и насильниками, а ассоциация бывших сербских заключенных боснийских концлагерей потребовала запретить представляющий насильниками одних сербов фильм как лживый и необъективный.
Из-за шумихи, с самого начала сопровождавшей работу над картиной, Джоли, с трудом добившаяся разрешения на съемки в Боснии, в конце концов перенесла большую часть съемок в Венгрию. Правда, актеры были по большей части боснийцами.
Как рассказывает режиссер, на первый же съемочный день в графике оказалась назначена одна из самых драматичных сцен - эпизод, где сербские солдаты останавливают автобус с боснийскими женщинами, срывают с них одежду и украшения и загоняют в здание школы.
"Для первого дня это было сложнейшее задание. Актерам впервые предстояло взаимодействовать друг с другом, никто никого не знал. Вдобавок, солдатов играли сербы, а женщин - боснийки. И я поняла, что либо все сразу пойдет совсем плохо, либо мы сходу погрузимся в реальность фильма и поймем его главную суть. После того, как я первый раз сказала "снято", мужчина, игравший солдата, который насилует одну из женщин, обнял актрису, игравшую жертву, чтобы убедиться, что с ней все в порядке. А остальные актеры-солдаты подобрали одежду и украшения и сами надели их на женщин. Даже не пришлось вызывать ассистентов", - вспоминает Джоли.
В каждом интервью она подчеркивает, что благодарить за фильм следует именно актеров, а не режиссера.
История, которая на Балканах кажется скандальной, из Америки смотрится совершенно иначе: за неделю до начала проката американская гильдия продюсеров (PGA) объявила, что присуждает Джоли почетный приз имени Стэнли Крамера за "описание сложных общественных коллизий доступным и возвышенным языком". Вместе с тем, признают критики, смотреть фильм очень тяжело, и надежды на то, что прокат сможет окупить 13-миллионный производственный бюджет, почти нет.
В России фильм выйдет 23 февраля.
Босния и Герцеговина (БиГ) объявила в 1992 году о выходе из состава Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), после чего в республике началась война с участием боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов, которая продолжалась до 1995 года. Точное число жертв конфликта официально не установлено. По оценкам независимых экспертов, в БиГ погибли около 100 тысяч человек, в основном - боснийские мусульмане. На момент начала конфликта население БиГ составляло около 4 миллионов человек. О том, что пришлось за время войны перенести боснийским женщинам, долгое время старались молчать, однако в последние годы было опубликовано множество документальных свидетельств, а ассоциации жертв приобрели большой политический вес.