"Наравне с признанными шедеврами эти произведения представляют мозаику русского искусства, без которой, наверно, до конца невозможно судить о характерности для времени произведений Брюллова, Айвазовского, Кандинского и других, а значит, и сложить целостное представление о русской художественной культуре", - подчеркнул Голдовский во время пресс-показа выставки.
Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе, подчеркнула, что обычно зрителю представляют некий "бренд", которым, как правило, является имя автора картин, и для Русского музея опыт "безымянной" выставки является уникальным.
Всего в экспозиции представлено 213 произведений живописи и скульптуры XVII-XIX веков. Как отметил Голдовский, в коллекции Русского музея находится порядка 15 тысяч произведений, и лишь 800 экспонатов дошли до нас без имени своего автора.
"Более 700 произведений относится ко времени до первой половины XIX века, и лишь три - четыре десятка можно датировать второй половиной XIX века. Что же касается начала ХХ века, то от этой эпохи до нас дошло буквально несколько произведений, чье авторство неизвестно. Свою роль сыграли иное отношение к творчеству и уровень самосознания художника", - отметил Голдовский.
По мнению искусствоведов, среди произведений "неизвестных художников" можно обнаружить неатрибутированные работы известных мастеров, но значительную часть представляют картины самоучек, бравших уроки в Академии художеств, провинциальных, усадебных живописцев, а также крепостных художников.
Так как в работах неизвестных мастеров можно проследить все многообразие жанров и сюжетов, организаторы выставки решили разделить ее по тематическому принципу. Открывают выставку так называемые "парсуны", портретные изображения петровского времени.
Как подчеркнул Голдовский, безусловной ценностью коллекции Русского музея является "Преображенская серия", в которой мастера Оружейной палаты изобразили сподвижников Петра в необычной, слегка пародийной манере. В ходе подготовки выставки "Преображенская серия" была дополнена еще одним портретом, также находившимся в коллекции ГРМ.
Далее следуют императорские портреты: их авторство определить непросто, так как большинство полотен рисовалось не с натуры, а с уже существовавших изображений самодержцев, причем до середины XIX века оставался в силе закон, "предостерегавший" художников от нелицеприятного изображения царственных особ.
Отдельную группу на выставке представляют изображения военных и чиновников, это, как правило, парадные портреты в полный рост. Как отметил Голдовский, основное внимание художников было сосредоточено на скрупулезном прорисовывании наград и отличий. Иногда новые ордена затем пририсовывали сверху на уже написанном полотне.
Следом идут детские портреты, для которых характерна манера профессионального примитива "инсите". В большинстве своем их создавали художники-непрофессионалы.
По словам Голдовского, портрет остается основным жанром среди произведений, которые до сих пор не удалось атрибутировать. На выставке можно увидеть изображения братьев Трубецких, Леонтины Росси, супруги знаменитого архитектора, а также портреты более позднего времени, которые, очевидно, пытались соперничать с появившейся фотографией - композиция на этих работах выстроена сходным с фотографией образом.
Непрофессиональные художники реже обращались к жанру исторической живописи, как правило, это был удел выпускников Академии художеств, чьи имена нам известны. Однако, на выставке представлено несколько исторических полотен, причем одно из них ("Далила и Самсон") датируется 1718 годом, и в коллекции ГРМ нет произведений этого времени, созданных в той же манере.
Отдельным блоком на выставке представлены портреты купцов и духовных лиц, представляющих собой отдельный канон. Завершается выставка залом с городским пейзажем, где представлены виды Петербурга. Основная их часть была создана по гравюрам с рисунков Михаила Махаева.
В ходе подготовки выставки специалисты Русского музея смогли установить предположительное авторство ряда работ неизвестных художников: отдельные произведения могли быть созданы Боровиковским, Рокотовым, Бруни и другими известными мастерами. Эти работы составляют отдельную секцию на выставке. Окончательное решение остается за Атрибутивным советом, состоящим из научных работников, которые закрепляют уже выдвинутое аргументированное предположение.