Экспозиция коллекции открылась вчера в присутствии федерального канцлера Герхарда Шредера и снова стала причиной жарких споров. Однако Кристина Вайсс, министр такого цивилизованного государства, как Германия, объяснила: "Искусство не должно становиться заложником. Искусство говорит само за себя". Об этом пишет TAGBLATT.ch (перевод на сайте Inopressa.ru).
На выставке представлены произведения "столетия сильнейших перекосов". Флик и Фонд прусского культурного наследия договорились открыть публике доступ к обширной коллекции, состоящей примерно из двух тысяч произведений, в отдельном помещении, принадлежащем музею "Гамбургский вокзал". Выставка будет работать в течение семи лет, и за этот период можно ознакомиться со всей экспозицией, которая будет периодически обновляться. Ремонт и реставрацию бывшего склада, которые обошлись в 8 млн евро, взял на себя Фонд прусского культурного наследия.
Флику в преддверии открытия выставки пришлось парировать четыре основных упрека. В том, что через искусство он хочет отмыть "кровавые деньги" своего деда, укорял его вице-президент Центрального совета евреев в Германии Соломон Корн. Выставляя свою коллекцию, он увеличивает ее стоимость без уплаты каких-либо налогов - таков второй упрек. Отказ Флика внести деньги в фонд помощи бывшим рабочим, привлеченным к принудительным работам, не нашел понимая в обществе несмотря на то, что Флик основал фонд против правого экстремизма и ксенофобии. И, наконец, гнев вызвал отказ Флика сопроводить экспозицию материалами по истории своей семьи.
Тем не менее в Берлине удалось сделать то, что не получилось в Цюрихе три года назад. На открытии Флик снова признал свою долю ответственности за историю семьи. "Эту ответственность никто не может у меня отнять, но при этом никто не имеет права принуждать меня брать эту ношу", - сказал он. Для Флика очень важно отделить искусство от истории семьи. "Нельзя делать художников ответственными за эту историю". Поэтому истории семьи не место на выставке, зато о ней в ближайшие дни будут говорить на различных мероприятиях, которые пройдут с участием такой уважаемой организации, как Мюнхенский институт современной истории.
Коллекция Флика считается одной из самых значительных коллекций современного искусства в мире. Частная коллекция Фридриха Кристиана Флика включает в себя более двух тысяч картин, скульптур, фотографий и инсталляций 150 авторов. В центре коллекции - произведения американского художника Брюса Наумана. Флику принадлежит около 70 произведений Наумана. Кроме того, в коллекцию входят работы Нам Джун Пайка, Мартина Киппенбергера, Альберто Джакометти и Пипилотти Риста. На вернисаже коллекция Флика была представлена на 13 тысячах квадратных метров - на всей площади музея "Гамбургский вокзал".
История семьи Флик
Фамилия Флик в Германии известна не с лучшей стороны. Для этого есть все основания: Фридрих Флик (1893-1972) был успешным и решительным предпринимателем, ставшим самым богатым немецким промышленником, чья причастность к преступлениям Третьего рейха неоспорима. Он не только поддерживал тесные контакты с нацистской элитой, он еще основательно нажился на экспроприации предпринимателей еврейского происхождения.
Примерно 50 тысяч военнопленных, пригнанных на принудительные работы, и заключенные из концлагерей работали на него в жутких условиях до 1945 года. В 1947 году предприниматель был приговорен к семи годам тюремного заключения, но уже в 1950 году был помилован.
Еще когда Флик находился в тюрьме, его сотрудники приступили к реорганизации концерна. Хотя его имущество оказалось в советской оккупационной зоне, ему удалось возродить свою компанию на Западе. В 1960 году Флик снова стал самым богатым немцем. Предложения о выплате компенсаций подневольным рабочим и заключенным из концлагерей Флик каждый раз отвергал.