Айзеншпис скоропостижно скончался 20 сентября около 20:00 по московскому времени от сердечной недостаточности. Причиной смерти стал инфаркт миокарда
Архив NEWSru.com
Умер известный российский продюсер Юрий Айзеншпис. Как сообщил ученик Айзеншписа Илья Зудин, Айзеншпис скоропостижно скончался 20 сентября около 20:00 по московскому времени от сердечной недостаточности. Причиной смерти стал инфаркт миокарда.

19 сентября Айзеншписа госпитализировали в 20 горбольницу Москвы, где его обследовали. Спустя некоторое время продюсер почувствовал себя лучше и попросил выписать его.

Однако вечером 20 сентября произошло новое обострение. Айзеншписа отвезли в больницу, где он скончался с диагнозом "инфаркт миокарда". Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на его знакомых, Айзеншпис ожидал операции на сердце.

Похороны Айзеншписа, предположительно, состоятся 23 сентября.

Юрий Айзеншпис продюсировал многих звезд отечественного шоу-бизнеса, в том числе Диму Билана, Влада Сташевского, Никиту, певицу Сашу, группу "Динамит". Кроме того, он участвовал в судьбе Виктора Цоя. Во многом именно благодаря ему группа "Кино" приобрела огромную известность.

Айзеншпис родился 15 июля 1945 г. в Москве. В 1968 окончил Московский экономико-статистический институт по специальности "инженер-экономист".

Профессиональную карьеру начал в 1965, сотрудничая в качестве администратора с рок-группой "Сокол". 7 января 1970 года был арестован и осужден по статье 88 УК СССР (золото и валютные операции).

В период с 1992 по 1993 работал в качестве продюсера с группами "Моральный кодекс" и "Янг ганз". Сотрудничал с певцом Владом Сташевским и рядом других эстрадных исполнителей.

15 июля этого года Айзеншпис отпраздновал 60-й день рождения.

17 лет за валюту

"Поначалу в моей деятельности ничего криминального не было. Другое дело вопрос идеологический", - вспоминал Айзеншпис в своем интервью изданию "Бизнесмены России". Тем, кто следил за воспитанием молодежи, мы казались своего рода диверсантами, развратителями. Группа уже всколыхнула целые слои, - нас стали приглашать в институты. Вот тогда-то насторожились и комсомол, и какие-то чиновники из правоохранительных и финансовых органов. Они говорили: вы не имеете права выступать, у вас не литован репертуар. Действительно, по существующим тогда инструкциям, группа была незаконной.

Но мы развивались. Техническое оснащение требовало постоянной модернизации. Раньше инструменты, усилители были самодельными. Со временем, когда уровень группы стал высоким, понадобилась фирменная аппаратура. Я творческий человек. Однажды услышав хороший звук - живой, чистый, настоящий, - не могу уже слушать другое воспроизведение. Я покупал наиболее совершенную по тем временам аппаратуру. И здесь впервые столкнулся с настоящим уголовным законом. И стал переступать его. Стал заниматься бизнесом. Сегодня это солидное занятие, а тогда...

Мой бизнес был связан с валютой и золотом - самая страшная, расстрельная статья. Но ощущение собственной правоты мешало мне правильно оценить ситуацию. Не было ни страха, ни даже чувства опасности. Я считал, что поступаю естественно и нормально. А многое вокруг, наоборот, казалось неестественным и непонятным. Почему инициатива одного человека душится государственными структурами - будь то торговля, производство, культура? Почему, что петь - диктует государство? Я над этим задумывался, но не мог найти объяснения, мешало мировоззрение, впитанное в семье, в школе, в институте. Где-то в глубине души я знал, что прав. И что мой бизнес (тогда не говорилось "бизнес") - мое личное дело. Короче, начал музыкой, а кончил тюрьмой. Отбыл я в общей сложности 17 лет.

Возвращение

Мир, пока меня не было, изменился. Появилось новое поколение. Старые знакомые, может, меня не забыли, но я не знал, где их найти. Освободившись, я впал в состояние страшной депрессии. Времени потеряно много. Друзья чего-то добились. А мне приходилось все начинать с нуля. Ни денег, ни квартиры, ни семьи. Когда меня посадили, у меня была девушка. Что с ней произошло? Не знаю.

Я боялся, что уже не увижу родителей. К счастью, увидел. Они даже застали мой новый взлет. У отца было по этому поводу свое мнение. Мои родители - участники войны, имеют награды, коммунисты. Им казалось ненормальным, что сын увлекается непонятной им музыкой, роком. Отец считал меня виноватым. Мать, может, сомневалась, но не признавалась в этом. Она внутренне более свободный человек, очень мужественный, очень настоящий, как миллионы таких же рядовых коммунистов, прошедших войну и все трудности. Сама она из Белоруссии. Невзирая на свое самочувствие, мама поехала в Минск на слет партизан. И умерла cреди своих - там, где родилась. Всего на год пережила мужа.

Наверное, у меня должна быть какая-то злость к этому строю, ко всему советскому. Отсидеть в тюрьме 17 лет - да любой человек озлобился бы. Но злости у меня нет.

В самый сложный для себя период я сумел сконцентрироваться, собрать волю. Может быть потому, что был уже закален. Ведь она существует всегда - борьба за существование. За выживание.

Виктор Цой

"Первое время после освобождения я работал в творческом молодежном объединении. Они, как грибы после дождя, начали рождаться на ниве всяких комсомольских и советских организаций. Это была своего рода крыша. Тогда еще не появилось понятия "менеджер", - рассказывал Айзеншпис.

Одна из первых моих акций - организация концерта ленинградских рок-групп. Они выступали тогда в основном в домах культуры, а я вытаскивал их на большую сцену.

И вот я познакомился с Виктором Цоем. В принципе это не случайность. Я сам его разыскал и убедил работать со мной, убедил, что человек я в музыке не случайный. Рассказал, что пережил. Это как-то на него подействовало, хотя я был ему совсем не знаком, а Виктор не тот человек, который легко идет на контакт.

Наше знакомство перешло в дружбу. Потом дружба переросла в творческий союз. Не хочу приписывать себе лишних лавров. Конечно, Цой и группа "Кино" и до нашей встречи были известны. Но известны в кругу поклонников ленинградского подвального рока. А я решил из него вылепить рок-звезду. И это удалось. Работа велась на радио, в прессе. На телевидении в первый раз Цой появился в программе "Взгляд", которую тогда смотрела вся страна. Выпуск делал Мукусев. Я убедил его, что Цой сейчас нужен миллионам подростков.

Внутренне Цой - человек очень интересный, не похожий ни на кого. Сильно на него повлияла его вторая жена. Она эстет, из киношных кругов и была ему очень хорошим другом. Думаю, она тоже немало сделала для создания того имиджа, который известен широким массам. Он стал из голодного, злого Цоя, вальяжным и загадочным. Таким я его и узнал - сформировавшимся исполнителем, уже снявшимся в "Ассе". И сумел помочь ему превратиться в суперзвезду, или, может быть, даже в нечто большее.

О России

Когда бываешь за границей, думаешь: какой же мы несчастный народ! Сегодня у нас полная разруха. Люди стали как хищники по отношению друг к другу. Хотя может это естественный процесс? Все уже было в истории каждой страны, где зарождались капиталистические отношения.

Если говорить откровенно, я не верю, что процессы, в которых мы все участвуем, обратимы. Сейчас мы переживаем политический и государственный кризис. Но все равно наступит стабилизация. Даже если придет военная хунта, даже если коммунисты вернутся, они не установят диктатуры. Потому что существует уровень мировой цивилизации.

Чтобы не случилось, я никогда не покину страну. Несмотря на то, что мне здесь пришлось пережить, я патриот по своей природе. Как птица, которая появилась на свет в этой местности, она в этой местности и умрет.

Весь народ несет ответственность за то, что у нас происходит. А я - его частица.