Российским законодательством ограничена демонстрация курения табака, запрещена пропаганда наркотических средств и психотропных веществ. "В условиях современной России огромное значение приобретает сохранение здоровья нации, духовного, нравственного и культурного его роста. Киноискусство играет значительную роль в формировании у населения активной гражданской позиции, направленной на создание в обществе негативного отношения к наркомании, токсикомании, алкоголизму, табакокурению, распространению порнографии", - говорится на официальном сайте прокуратуры.
Государственная финансовая поддержка производства национальных фильмов оказывается в соответствии с федеральным законом номер 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Список заявок режиссеров формирует Роскультура, а победитель определяется на конкурсной основе. Максимальный размер госфинансирования для игрового фильма составляет 30 млн рублей. однако ни одного национального фильма в соответствии с этим законом пока не снято.
Начальник управления кинематографии Сергей Лазарук отметил, что ранее в контрактах о господдержке фиксировались лишь денежные вопросы, авторские права и сроки работы. "Общезаконодательные вещи в контракт не были включены, потому что это подразумевалось, по нашему мнению, само собой", - пояснил Лазарук.
Впрочем, в Роскультуре пока твердо не знают, как будет выполняться новый пункт контракта. "Искусство такая вещь, что здесь трудно определить, где пропаганда, а где необходимый художественный прием", - признал Сергей Лазарук. Выявлять в художественных фильмах признаки пропаганды курения или наркомании будет комиссия, занимающаяся выдачей прокатных удостоверений.
Российские режиссеры и продюсеры увидели в предписании Генпрокуратуры ущемление своей творческой свободы. "Дело давно к таким запретам шло, - заявил режиссер Иван Дыховичный. - От режиссеров требуют, чтобы за государственные деньги показывали только красивую природу, но если мы не будем показывать реальную жизнь, то ничего хорошего из этого не выйдет. Не стоит директивно управлять художниками, пользы от этого еще не было".
Отметим, аналогичная ситуация происходит в данный момент в США, где пропаганда здорового образа жизни и борьба с курением доходит до абсурда. Курение на киноэкране приравнено к сценам насилия, сексу и нецензурной брани при определении возрастных рейтингов допуска на фильмы в США. Представители групп, выступающих против табачных компаний, считают, что любой фильм, в котором встречается сигарета, должен получать рейтинг "R", запрещающий его просмотр лицам до 17 лет.
Борьба с курением в США препятствует постановке театральных спектаклей. Антитабачные законы в некоторых городах и штатах США настолько строгие, что актеры на сцене не могут по ходу спектакля закурить сигарету. Никакие доводы о том, что сигарета предусмотрена пьесой, не помогают. Между тем во многих пьесах, например, "Кто боится Вирджинии Вульф?" Эдварда Олби, есть сцены, действие которых буквально вьется вокруг сигареты. Чтобы поставить эту пьесу в полном объеме, в штате Колорадо три театра - "Кьюриос", "Парагон" и "Театр-13" - подали в суд на свой штат, настаивая, что курение необходимо по ходу действия.