Винчети отчасти пересмотрел эту гипотезу и теперь выдвигает версию, что существо на полотне - андрогин, соединяющий в себе мужские и женские признаки, передает The Telegraph. По мнению исследователя, в портрете художник запечатлел как черты Лизы Герардини, так и своего предполагаемого любовника Джан Джакомо Капротти, более известного под прозвищем Салаи (Дьяволенок).
По словам Винчети, он пришел к такому выводу, изучив "Джоконду", написанную около 1503-1505 годов, при помощи метода инфракрасного излучения. Он утверждает, что нос, лоб и улыбка Моны Лизы поразительно похожи на образы в картинах Леонардо, для которых позировал Салаи. Среди них - изображения Иоанна Крестителя и эскиз к этой картине "Ангел во плоти", на которой изображен обнаженный молодой человек с эрегированным пенисом.
"Мона Лиза - андрогин, наполовину мужчина, наполовину женщина", - заявил Сильвано Винчети The Telegraph. По его словам, для картины Леонардо использовал две модели - Лизу Герардини и своего ученика Салаи.
Из биографии Леонардо известно, что Салаи появился в доме художника 22 июля 1490 года десятилетним мальчиком. Живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари упоминал необыкновенную внешнюю привлекательность юного подмастерья. Салаи работал ассистентом Леонардо в течение следующих 20 лет.
Гипотеза Винчети об андрогинности Моны Лизы была встречена со скептицизмом одним из ведущих специалистов мира по Леонардо - почетным профессором истории искусств Оксфордского университета Мартином Кемпом. По его словам, при помощи метода инфракрасного излучения нельзя доказать гипотезу, что Леонардо нарисовал существо, одновременно похожее на Лизу Герардини и Салаи.
Напомним, в 2011 году по инициативе Сильвано Винчети начались поиски могилы Моны Лизы. Прошлой осенью итальянские ученые объявили о вероятном обнаружении останков Лизы Герардини, супруги купца Франческо дель Джокондо, который, как считается, заказал ее портрет Леонардо да Винчи. Впрочем, точно определить принадлежность останков они не смогли, поскольку современные технологии не позволяют сравнить ДНК этих костных фрагментов с образцами, взятыми из останков детей Моны Лизы.
Версий по поводу личности изображенной на полотне Леонардо женщины существует большое количество. Так, исследовательница Карла Глори считает, что Леонардо написал дочь миланского герцога Бьянку Сфорца. Выдвигались гипотезы, согласно которым "Джоконда" - автопортрет самого да Винчи. Немецкие искусствоведы считают, что на знаменитом полотне запечатлена итальянская графиня Катерина Сфорца, одна из самых известных куртизанок эпохи Возрождения.
Два года назад итальянский историк и новеллист Анджело Паратико заявил, что мать Леонардо была рабыней-китаянкой и именно ее художник изобразил на своей знаменитой картине.