Традицию оставлять после себя монументальные творения в Париже заложил президент Франсуа Миттеран, по чьей инициативе во французской столице были возведены стеклянная пирамида над главным вестибюлем Лувра, Национальная библиотека и арка в парижском квартале Дефанс.
Музей официально называется по его местоположению - Музей на набережной Бранли. Он расположен на левом берегу Сены неподалеку от Эйфелевой башни.
По словам самого Ширака, замысел состоял в том, чтобы, "порвав с длительной историей пренебрежения, предоставить заслуженное место искусствам и цивилизациям, слишком долго игнорировавшимся или не признававшимся, вернуть все их достоинство народам, слишком часто отвергавшимся, приниженным, порой уничтожавшимся высокомерием, незнанием, глупостью или ослеплением". Президент видит в новом учреждении "научный и культурный институт нового типа, одновременно музей, культурный центр, исследовательскую лабораторию и учебную аудиторию".
В понедельник музей открылся только для журналистов. Официальное открытие для высоких гостей состоится 23 июня. Как объяснил в беседе с журналистами известный французский архитектор, автор проекта музея Жан Нувель, задача стояла в том, чтобы создать комплекс, дополняющий городской пейзаж с Эйфелевой башней и "не вступающий с ней в противоречие".
В саду площадью 18 тыс. кв. м располагаются четыре оригинальных здания, отгороженные гигантским стеклянным экраном от набережной, они соединяются между собой садовыми дорожками и переходами-мостиками. Административное здание, выходящее фасадом на набережную, сплошь покрыто разнообразной растительностью. Это настоящий вертикальный сад в исполнении известного ботаника Патрика Блана, сообщает РИА "Новости".
В фондах музея 300 тысяч предметов искусства, но в центральном музейном здании выставлены лишь 3500 экспонатов, которые расположены по географическому принципу: Африка, Азия, Океания и Америка. Они не разделены перегородками, посетители плавно переходят по огромному, вытянутому залу от одной коллекции к другой, они могут посмотреть видеофильм на многочисленных встроенных в оформление экранах, подняться на открытую веранду, чтобы полюбоваться видом на правый берег Сены.
Африканский отдел отличается особенно впечатляющим подбором деревянной скульптуры, великолепных масок из Мали, Кот-д-Ивуара, Буркина-Фасо и других франкофонных стран, бывших колоний Франции, откуда в разные годы были вывезены многочисленные культурные ценности.'
Вся коллекция включает около 300 тысяч экспонатов. Из них для постоянной экспозиции отобраны 3500 предметов из этнографических собраний Музея Человека и других хранилищ Франции.