Скандал вокруг HSBC разразился в феврале этого года, когда Международный консорциумом журналистских расследований (ICIJ) получил доступ к данным о счетах более 100 тысяч клиентов швейцарского филиала банка. Список был составлен бывшим сотрудником банка Эрве Фальчани, который передал его властям Франции. Данные о счетах и хранившихся на них средствах приходились на сравнительно короткий период: с ноября 2006 по март 2007 года. Однако за этот срок HSBC провел через сложную цепочку более 180 миллиардов евро.
И, как утверждала Le Monde, среди клиентов HSBC были многие знаменитости, начиная с французского юмориста Гэда Эльмале и заканчивая королем Марокко Мохаммедом VI и американским актером Джоном Малковичем.
В конце 2008 года французский компьютерщик Фальчани передал скопированные им данные агентам французской налоговой службы. Получив информацию, в январе 2009 года французское правосудие начало расследование в отношении небольшой части "списка Фальчани". Три тысячи выходцев из Франции были заподозрены в сокрытии денег в упомянутом швейцарском банке, говорилось в статье, которую цитирует сайт InoPressa.
Упоминание своего имени в отношении несуществующих финансовых средств позволило гражданину США Джону Малковичу, в отношении которого французские власти никакого расследования не проводили, заявить, что все утверждения Le Monde были ложными.
Как утверждает Малкович, счет в Швейцарии у него действительно был, но он закрыл его еще в 1999 году, а значит, никакого отношения к нынешнему скандалу он иметь не может. Вдобавок деньги американский актер хранил не в HSBC, а в другом банке, который потом был просто перекуплен более крупным конкурентом.
По словам Малковича, французские журналисты, опубликовавшие фактически обвинительный материал, "не могли не знать всех этих подробностей" и, соответственно, намеренно упомянули имя известного актера, чтобы "придать статье более скандальный характер".
Как отмечает ТАСС, Малкович не единственный, кто выразил претензии сотрудникам Le Monde. Ранее авторам изобличающего материала уже неоднократно приходилось оправдываться перед коллегами-журналистами и отвечать на вопросы, почему из десятков тысяч имен они решили придать огласке тех или иных персоналий. В упрек ставилось, например, упоминание известного французского юмориста Гэда Эльмале, который мало того, что хранил в Швейцарии относительно небольшую сумму - 80 тысяч евро, так еще и закрыл свой счет буквально за несколько месяцев до скандала, в отличие от многих "рядовых" французов, которые на протяжении долгих лет укрывали от фискальных служб суммы по несколько миллионов евро.