Сам киноклассик не смог лично представить картину, передает ИТАР-ТАСС. "Ханеке за пределы Австрии практически не выезжает, исключение он сделал лишь для Каннского фестиваля, - рассказал на открытии смотра куратор программы Борис Нелепо. - Однако специально для нас режиссер записал видеобращение".
И тут же в кадре возник Михаэль Ханеке. "В своем фильме я хотел показать, что происходит с человеком, который видит страдания любимого", - пояснил режиссер.
При этом он признался, что картины не было бы, если бы главную роль не согласился сыграть французский актер Жан-Луи Трентиньян, который уже долгие годы не появлялся на экране. "Сценарий писался специально под него, это великолепный актер и великий человек", - считает Ханеке.
Его партнершей стала прекрасная актриса Эммануэль Рива. На вопрос, какое значение для него имеют призы и награды на фестивалях, режиссер ответил, что довольно большое. "Это очень важно для нового фильма", - заявил он.
Однако Михаэль Ханеке не захотел рассказать, над чем сейчас работает. "О, пусть это будет сюрпризом", - воскликнул он.
Что же касается его фильма "Любовь", то первый российский показ картины вызвал неоднозначную реакцию публики. В ленте прослеживается история пожилой пары, неспешную жизнь которой разрушает неожиданная болезнь супруги главного героя - Анны. Она начинает медленно угасать, и муж делает все, чтобы облегчить ее страдания.
Ханеке, с присущей ему натуралистичностью, показывает, как развивается болезнь, превращая Анну из красивой интеллектуалки в беспомощное, практически немое существо.
Наблюдать за ее страданиями и безысходностью мужа смогли далеко не все - некоторые зрители в шоке покидали зал, остальные же не могли сдержать слез и после завершения показа поблагодарили создателей фильма аплодисментами.
"Мнения разделились, - подтвердил куратор программы. - Кто-то углядел развитие пессимистической линии в творчестве режиссера, других же покорила неожиданная прямота, с которой австриец исследует природу этого самого чувства - любви".
По его мнению, абсолютно все фильмы, которые будут показаны на фестивале, прежде всего должны вызывать какие-то эмоции, причем реакция может быть самой разной - "от восторга до полного неприятия".
Что же касается картины Ханеке, то сам Борис Нелепо, по его выражению, "переживает внутреннюю полемику с фильмом". Похоже, подобные ощущения испытали и многие другие зрители, которые пока не сумели четко сформулировать свое отношение к увиденному. Но были и исключения.
"Мне кажется, что Каннский фестиваль переживает глубокий кризис", - высказал свое мнение член Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ Леонид Павлючик. По его словам, "престижный киносмотр стал "заложником" собственной тенденции - брать в конкурс только картины мастеров так называемого "каннского пула", причем вне зависимости от их качества".
"К примеру, таких фильмов, как "Любовь", в мире снимается как минимум пару сотен, - продолжил кинокритик. - Но тут работает имя Ханеке, который, на мой взгляд, уже исчерпал свой ресурс и, по-моему, в данном случае мы имеем дело с мистификацией под названием "Ханеке". Считаю, что его "Любовь" - картина хорошая, добротная, заурядная. Но не более".
Фестиваль "Другое кино" продлится в Москве до 24 июня. Всего будет показано шесть лент - участников крупнейших киносмотров мира. Это - "Снежное шоу 3D" Славы Полунина, "Цезарь должен умереть" братьев Тавиани ("Золотой медведь" МКФ в Берлине), "4:44. Последний день на Земле" Абеля Феррары, демонстрировавшийся в Венеции, а также два фильма из Канн - "Звери дикого юга" Бена Зайтлина и "Ты и я" Бернардо Бертолуччи.
Каждую картину покажут только по одному разу. Часть билетов будет реализована по льготной цене для студентов.
После Москвы эти же ленты отправятся в тур по семи российским городам. В широкий прокат все фильмы программы выйдут до конца года.