Небольшая группа из 7-15 человек на протяжении нескольких часов у подножия гранитного Маяковского отмечала день рождение поэта чтением его стихов, передает "Интерфакс". Поклониться памяти поэта, продекламировать его стихи и преподнести к подножию его памятника цветы пришли люди, профессионально с поэзией никак не связанные.
"Мы приходим сюда в этот день с 1987 года, ровно в 12 часов дня, и читаем стихи, пока найдется хоть один слушатель", - рассказал один из чтецов Михаил Шматков. Он отметил, что единственным, что объединяет пришедших на площадь Маяковского является любовь к творчеству поэта.
Вечером в пятницу к памятнику придут и участники фестиваля Маяковского, который проходит в столице с 8 по 19 июля. Они тоже будут читать стихи. Вечером же в Зверевском центре современного искусства (Зверев-центре) состоится футурбал.
Впервые проходящий в Москве фестиваль Маяковского приурочен ко дню рождения знаменитого русского поэта. Начало праздника выпало на дату по старому стилю, завершается он в тот же день по новому стилю.
12 дней в столичных музеях и галереях проходил фестиваль Маяковского. В атмосфере венчающего его бала будет доминировать близкая поэту стилевая составляющая √ футуризм. На футурбал обещали прийти "современные люди-перформансы, экспонирующие самих себя".
Не важно, "будут ли они при этом читать стихи, исполнять музыку или совершать другие художественные действия", сообщили в оргкомитете фестиваля. Главное - уловить дух новаторских идей, высказанных почти столетие назад Маяковским.
Показательно, что инициаторы свели вместе две знаковые для России фигуры: рядом с Маяковским, олицетворением 20-х, поставлен еще один "человек-перформанс" - ставший легендой 60-70-х художник Анатолий Зверев.
Поэту-трибуну, с юности эпатирующему обывателей, оказался близок новый вид искусства - утвердившийся в ХХ веке перформанс. Ближе всего стоящий к поэтическому чтению, он трактуется и как "публичный жест": произведением служат любые действия художника, происходящие в реальном времени, а зрители будто смотрят спектакль одного актера.
Незадолго до Первой мировой войны футуристы познакомили Россию с перформансом - разрисовывали себе лица, носили вызывающие одежды - вроде легендарной желтой кофты и "аксессуары" - вроде деревянных ложек в петлицах, устраивали публичные диспуты и экспериментальные спектакли, рисовали "анти-картины", даже совершали самоубийства без причин, доказывая свой радикализм. В отличие от многих авторов, работавших в той или иной узкой области творчества, Маяковский "синтезировал искусства в одном драматическом образе - многомерном, но целостном", отметили организаторы.
Среди организаторов фестиваля - Государственный музей Маяковского, Футуризм.ru, Зверев-центр, а также Литературный музей, Союз молодых литераторов "Вавилон", Музей кино.
В программу вошла не только поэзия, но и визуальные искусства, включая кинематограф, дизайн и плакатную графику. По замыслу инициаторов, фестиваль призван собирать талантливое искусство "на всех фронтах", соединяя "музейный" подход к фигуре Маяковского с "актуальными" художественными проектами.
Важной площадкой фестиваля стал Музей Маяковского в Лубянском проезде, где вокруг кабинета поэта создали "уникальное экспозиционное пространство", провели поэтические вечера "Поэт и власть", "Говоря от первого лица". Открыли там зрителям и Маяковского-актера, сыгравшего главную роль в киноленте "Барышня и хулиган".