Параллельно с вернисажем состоится презентация факсимильного издания альманаха "Уновис", выпущенного Третьяковской галереей. Публикацией уникального материала из своих архивов Третьяковка отмечает юбилей Малевича, сообщает РИА "Новости".
Недавно было установлено, что 125-летие со дня рождения Малевича надо отмечать 23 февраля 2004 года, тогда как, согласно прежним сведениям, сделать это следовало на год раньше.
В последние годы, почти одновременно, ученые из разных стран обнаружили документы, изменившие укоренившуюся в науке дату рождения Малевича: не 1878, а 1879 год.
Выставка "Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин" вобрала в себя новые поступления в музейную коллекцию работ трех созидателей русского авангарда. Двадцать пять листов (9 графических работ Малевича и 16 - его учеников Чашника и Суетина) подарила музею в 2002 году Нина Суетина, дочь художника. Все они впервые демонстрируются в России; ряд рисунков никогда прежде не экспонировался.
Рисунки Малевича, вошедшие в экспозицию, выполнены в 1913-1929 годах - в разные периоды творчества. В их числе и небольшой кубофутуристический пейзаж 1913 года, и наброски неосуществленных или утраченных многофигурных композиций конца 1920-х годов, и эскизы к широко известным литографиям ("Композиция с двумя прямоугольниками", "Динамический супрематизм").
Историки искусства произносят имена Николая Суетина и Ильи Чашника в связи с наследием Малевича. Осенью 1919 года автор "Черного квадрата" был назначен преподавателем Витебской художественной школы, а уже весной 1920-го создал там группу "Уновис" (Утвердители нового искусства). В числе ее активистов были Суетин и Чашник.
До самой смерти учителя два художника оставались ближайшими соратниками и последователями Малевича, а Суетин даже проектировал супрематический гроб, в котором мэтра из Ленинграда везли хоронить в Москву.
Выпуск альманаха Третьяковка, и прежде всего ее сотрудник Татьяна Горячева, готовила не один год - это важный этап работы музея по изучению наследия Малевича. В июне 1920 года группа "Уновис" выпустила в Витебске одноименный альманах, содержавший статьи, манифесты, декларации новаторского движения. Издать альманах в типографии в эпоху разрухи было невозможно, поэтому "уновисцы" напечатали его на машинке в пяти экземплярах и украсили рисунками, сделанными от руки.
В наши дни известны только два сохранившихся экземпляра "Уновиса": один находится в зарубежном частном собрании, а другой, принадлежавший Эль Лисицкому, в 1959 году был передан в Отдел рукописей Третьяковской галереи его вдовой Софьей Лисицкой-Кюпперс. Остальные экземпляры альманаха до сих пор не найдены - возможно, они были уничтожены.