В первые два дня фестиваля уже показаны три картины – фильм китайского режиссера Вонга Карвая "Мои черничные ночи", румынская лента Кристиана Минджиу "4 месяца, 3 недели и 2 дня" о жизни при социализме и новая работа американского режиссера Дэвида Финчера, сюжет которой основан на подлинных событиях - истории поисков полицией в Калифорнии в 1960-70-х годах серийного убийцы по прозвищу "Зодиак".
- Конкурсная программа Каннского фестиваля
Российский фильм жюри и гости фестиваля смогут посмотреть в пятницу, в 22:30 по местному времени (0:30 субботы по московскому времени). На «нового Андрея» тут поглядывают с интересом, ждут чего-то особенного. Его невероятный успех в Венеции памятен многим, отмечают "Новые известия". Помимо Звягинцева, в конкурсе Каннского фестиваля в этом году участвует еще один российский режиссер - Александр Сокуров с фильмом "Александра".
"Изгнание" - психологическая драма, снятая по мотивам рассказа Уильяма Сарояна "Смешное дело" (The Laughing Matter). Речь в ней идет об отношениях между женой и мужем. Главные роли сыграли шведка Мария Бонневи, за три года съемок освоившая русский язык, и открытый Звягинцевым в его дебютном фильме "Возвращение" Константин Лавроненко. Кроме того, в картине снялись Александр Балуев и Дмитрий Ульянов.
Оба названия – и "Возвращение", и "Изгнание" – имеют бытовой, профанный смысл, но режиссер употребляет их в ином, сакральном. Сюжетом первой картины было возвращение блудного отца, темой второй – изгнание грешников из рая.
Алекс (Константин Лавроненко, игравший Отца в «Возвращении»), его жена Вера (шведская актриса Мария Бонневи) с двумя детьми и его брат Марк, их приятель Роберт, еще несколько друзей и знакомых – вот круг персонажей этого фильма, рассказывает "Коммерсант". Семья Алекса живет в индустриальном городе в расположенном неподалеку деревенском доме, там, где природа еще дышит, вырываясь из объятий цивилизации. Когда Вера сообщает мужу, что беременна третьим ребенком, он подозревает ее в неверности. Алекс не знает, что ревность только первое и далеко не самое главное в череде испытаний, через которые ему предстоит пройти, чтобы понять глубину страха и отчаяния Веры. Развязка будет мучительной и печальной, навевающей на зрителей философское настроение.
"Изгнание" – редкий пример продюсерской и режиссерской стратегии в новом российском кино, которая не направлена ни в сторону коммерческого зрелища, ни в область радикального арт-хауса. Это попытка сознательного продолжения и развития пути, который был интуитивно найден четыре года назад создателями фильма "Возвращение".
Звягинцев начал работать над "Изгнанием" сразу после того, как осенью 2004 года вернулся из Венеции с двумя "Золотыми львами" за "Возвращение". "Почти три года я занимался этим проектом, начиная с продумывания замысла. Всего прошло 103 съемочных дня: снимали фильм мы во Франции, Бельгии, Молдавии и России", - рассказал Звягинцев РИА "Новости".
Сам режиссер надеется, что его фильм "Изгнание" не пройдет незамеченным. "О чем мое новое кино? Я верю, что каждый зритель найдет в нем что-то свое, личное, пережитое. Это история не одного человека, не исключительный случай, а обобщенный персонаж и обобщенное чувство, которое может испытать любой из нас", - сказал на пресс-конференции в четверг 43-летний режиссер.
"Второй фильм мне дался также легко, как и первый, просто я долго подбирал материал, натуру и персонажей", - добавил Звягинцев. К работе над "Изгнанием" он приступил сразу же после триумфального возвращения из Венеции.
Как и "Возвращение", новую картину снимал оператор Михаил Кричман, у которого со Звягинцевым сформировался замечательный творческий тандем. Благодаря ему, "Изгнание" воспринимается как большое кино, большое не в смысле бюджетов и спецэффектов, а в смысле большого стиля.
"Всю городскую жизнь мы снимали в Бельгии и на севере Франции. Овраги, холмы, ручейки, одинокие деревья, овцы - это Молдавия", - рассказал режиссер в интервью "Комсомольской правде". - Для меня это стало образом края земли. Когда главный герой Алекс идет по холму над обрывом - он словно идет по краю мира. Мы не сразу нашли эту натуру. Поиски начали с Сардинии. Но, к счастью, Италии мы предпочли Молдавию. Строительство съемочных объектов на Сардинии влетело бы нам в копеечку. Мы ведь возводили декорации: дом, церковь, мост и железнодорожную станцию".
Самая сложная съемка на "Изгнании" – панорама над ручьем, когда мы видим в луже отражение не дома, а фотографии дома. И другая: облет вокруг Алекса, спящего в машине, с использованием компьютерной графики.
Фильм начинается с вида распаханной земли, в которую брошены семена будущего урожая. В финале мы видим знакомую пашню уже осенью. Завершился целый цикл крестьянской, или христианской, жизни. Быт стал бытием, история греха – мифом, а Андрей Звягинцев – режиссером, который с упорством миссионера возвращает нам вечные сюжеты в формате современного международно конвертируемого кино.
"Каннский кинофестиваль - это, бесспорно, грандиозное событие, и мне очень приятно, что наш фильм так высоко оценили, поставив в конкурс. Огромная удача и большая честь быть в компании с такими мэтрами, как Гас Ван Сент, Квентин Тарантино, Эмир Кустурица, Дэвид Финчер. Это престижно, но в историю кино, в сердца зрителей можно попасть, только если фильм по-настоящему снят душой и пропущен через себя. Я именно так и снимаю", - заключил Звягинцев.
Завоевать "Золотую пальмовую ветвь" российскому режиссеру будет непросто. Вторая картина Звягинцева соревнуется не только с сорок четвертой по счету (включая документальные) картиной Сокурова, которая также попала в конкурс фестиваля, но и с фильмами первых режиссеров мира - Квентина Тарантино, Вонга Кар Вая, Гэса Ван Сента, братьев Коэнов, Ким Ки Дука. Всего в конкурсной программе участвуют 22 фильма.
"Я думаю, прекрасно, что два российских фильма в конкурсе такого фестиваля. Надеюсь, что мы достойно будем представлять Россию на главном кинофоруме мира", - считает продюсер "Изгнания" Дмитрий Лесневский.
Кому именно достанется "Золотая пальмовая ветвь", станет известно 27 мая, когда фестиваль завершится.