Релиз был задуман как двойной альбом вместе с предыдущей пластинкой "Долгая счастливая жизнь", соответственно, песни для двух альбомов писались одновременно. Во временном отношении "Реанимацию" и "Долгую счастливую жизнь" разделяет почти год, за который второй альбом был доведен фактически до совершенства.
Оба альбома Егор Летов называет одной длинной оперой, разделенной на два полушария мозга, на десятки разных состояний, ощущений, на отношения жизни и смерти, мира и войны, ада и рая, бытия и небытия. Всего "Реанимация" включает в себя 14 треков, среди которых и одна из самых мрачных вещей группы "Реанимация", одноименная с альбомом, и даже народная-военная "Любо", переделанная под стиль и мироощущение группы. Основная тема всех песен - война, но в далеких от нормы градациях и измерениях, как и любовь, смерть или борьба. Война здесь сведена в область надмирную, как "сны о войне", о которых Летов говорил во время выпуска прошлого альбома.
Диск "Реанимация" выпущен в двух вариантах: обычном формате и подарочном, с объемным буклетом и двумя видео бонусами. Гражданская оборона никогда не шла на компромиссы с кем бы то ни было и даже с самими собой. Поэтому альбомы они пишут для себя и для таких же, как они. Компания "Мистерия Звука", которая испытывает к коллективу самые светлые чувства, вслед за выпуском альбома приступает к переизданию практически всего наследия Гражданской обороны, а именно порядка 40 альбомов, снабженных эксклюзивными фотографиями, комментариями и интервью, сообщает агентство "Медиаполис". Вот что сам Егор Летов рассказал о своих проектах:
"На самом деле альбома записано два. Это две части такой мини-оперы, некоего цикла сродни "Стене" Pink Floid или "The Lamb Lies Down On Broadway" Genesis. Это одна длинная вещь. Первая часть называется "Долгая счастливая жизнь", вторая - "Реанимация". 28 композиций, по 14 на альбоме, 28 разных точек зрения на одну и ту же ситуацию.
28 взглядов одного и того же человека, который родился и ходит, болтается между адом и раем, между небом и каким-то невиданным дерьмищем. Обратно он вернуться не может, как невозможно обратно родиться, и вперед идти тоже невозможно, потому что есть определенные законы эволюции, бытия. То есть это превозмогание такой ситуации. Это состояние войны. Состояние невиданных страстей, чувственного, энергетического, духовного, психологического, физиологического, ментального кошмара. Абсолютно экстремальное состояние.
Но это - лишь один из взглядов на альбом, в нем есть еще и второй план, и третий. Некоторые вещи - они самодостаточны, как отдельные песни, вот мы их и играем на концертах, такие как "Собаки" или "Без меня".
Вообще сначала это возникло по принципу "Прыг-скока" или "Русского поля экспериментов", как одна длинная бесконечная песня. "Без меня" я целый год сочинял. Получился огромный такой конгломерат. Потом она стала распадаться на кучу фрагментов, которые были в песне внутри, с разной ритмикой. Следом появилась еще одна песня - "Убивать. Теория катастроф", самая длинная, и крутилась она вокруг одной фразы: "Постигая такое, что не хочется жить". Есть такие вещи в жизни, постигая которые, сталкиваясь с ними, понимаешь... И после этого очень трудно продолжать жить, оставаться - или становиться - человеком.
К подобному состоянию, видимо, относится большинство деятельных людей, которые идут в "солдаты удачи", в наемники, в альпинисты, в наркоманы, творческие люди вообще. Четвертое и последнее состояние - огненное, это уже смерть. Я нахожусь между войной и даже не смертью, а святостью.
Во время одного из недавних интервью я неожиданно вспомнил, что, оказывается, у Шпаликова было такое кино - "Долгая счастливая жизнь". На самом же деле песня и альбом никак с этим не связаны и сочинены совершенно по другому поводу. "Реанимация" - и песня, и альбом - написана после очередного посещения реанимации, или прямо там, в больнице. Приходилось время от времени отцеплять капельницу и выходить в коридор, а там трупы лежат, замотанные в простыню, свалены, и это не то что тривиально, а какой-то процесс обыденности: их потом на каталке увозят, новых привозят. Был там один солдат, он перед смертью говорил нечто сродни великой поэзии: про раненых собак, про командира, про светящиеся тополя с пухом, которые летят до горизонта, про лошадок... Я сидел и записывал, что успевал, как Маяковский во сне записывал какой-то стих, "Облако в штанах", по-моему, а потом расшифровать не мог. Он таким образом половину, а то и 90% не расшифровал. Это было ощущение, что я как будто находился где-то... Я даже не знаю, где. Так оно и вышло, что две самые страшные песни у меня в этом цикле - заглавные: "Реанимация" и "Долгая счастливая жизнь".