Лаура Чаплин сравнила инцидент с попытками США и Великобритании помешать начавшимся в 1938 году съемкам, а потом выходу на экраны фильма ее деда "Великий диктатор", в котором высмеивается нацистский режим, передает The Telegraph. Такие усилия предпринимались из-за опасений испортить отношения с Адольфом Гитлером.
Помешать Чарли Чаплину властям не удалось - по причине его финансовой и творческой независимости. Кроме того, актер и режиссер не мог допустить замораживания своего проекта, так как этот шаг привел бы его к банкротству - в картину было вложено 1,5 миллиона долларов.
Премьера "Великого диктатора" состоялась в Нью-Йорке в сентябре 1940 года, в остальной части США - в октябре, а в Великобритании - в декабре того же года. Во Франции премьера фильма состоялась в апреле 1945 года, после освобождения Парижа. Фильм был хорошо принят публикой.
Между тем в недавно проведенном опросе для немецкого издания Bild обнаружилось, что почти две трети немцев выступают против преследования комика, передает агентство Reuters. В минувшую пятницу канцлер Германии Ангела Меркель поcле требования Эрдогана наказать Бемерманна дала разрешение возбудить в отношении него уголовное дело.
В то же время канцлер объявила, что правительство ФРГ на фоне скандала приняло решение убрать из Уголовного кодекса параграф "Оскорбление органов и представителей иностранных государств". По словам Меркель, соответствующий закон вступит в силу в 2018 году.
Из опроса 500 человек следует, что 66% процентов высказались против решения Меркель. Только 22% посчитали канцлера правой, 12% затруднились с ответом.
Пока же Яну Бемерманну грозит до пяти лет лишения свободы за оскорбление главы иностранного государства. Ролик комика вышел на канале ZDF 31 марта. В его стихотворении содержались грубые сексуальные намеки, а также были выдвинуты обвинения в адрес Эрдогана в том, что он проводит репрессии против меньшинств и притесняет курдов и христиан. Спустя два дня после выступления комика запись с оскорблениями была удалена из медиатеки телеканала.
Перед чтением стихотворения телеведущий упомянул телеканал NDR, который ранее высмеял турецкого президента за его авторитарное обращение с журналистами. Тогда Турция вызвала немецкого посла, требуя объяснений. В Германии протест отвергли.