"Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили. Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города "Волгоград" - он и сейчас там - и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины", - говорит Валентина Изотова.
Мужу Изотовой по понятным причинам не понравилось, что она будет позировать московским художникам. Он был ужасно ревнивым и возил ее на каждый сеанс в студию, которая была на старом заводе газовых аппаратов.
"Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо", - вспоминает модель.
Никто кроме родственников и самых близких друзей так и не узнал, что Валентина позировала для монумента. Вскоре она поехала получать высшее образование, а затем уехала из Волгограда совсем и стала жить и работать в Норильске. "После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью", - отмечает Валентина Изотова.
"В последние годы скульптура становится все более известной, ее изображение можно увидеть повсюду. Люди узнают меня на улицах, не сразу, я уже не стройная девушка, какой была когда-то, но черты лица до сих пор узнаваемы. Родина-мать стоит уже почти 40 лет, меч символизирует защиту нашей родины, рукой она посылает солдат вперед. Это не совсем я, но я считаю, что какая-то часть меня в ней есть. Я больше не стыжусь того, что раздевалась, я горжусь тем, что сделала, горжусь жертвой, которую принесла Россия, чтобы защитить себя в те страшные дни", - заключает модель. Об этой истории пишет в понедельник Financial Times (перевод на сайте Inopressa.ru).