Брускин, работавший в советское время в неофициальном русле, за рубежом стал известен после эпохального аукциона Sotheby's 1988 года, на котором впервые были установлены цены на отечественное искусство и художники получили возможность более широкой и профессиональной презентации по всему миру. Вскоре Брускин перебрался в Америку, где его карьера складывалась вполне благополучно - в частности, он наравне с Пабло Пикассо и Люсьеном Фрейдом вошел в пул художников важной нью-йоркской галереи Marlborough Gallery.
В России в последнее время к творчеству Брускина обращаются все чаще - в прошлом году в "Мультимедиа Арт Музее" был показан его проект "Время Ч" (за него художник разделил с группой AES+F учрежденную "АртХроникой" премию Кандинского), а теперь в "Ударнике" показывают его "Коллекцию археолога".
Выставка устроена в бывшем большом кинозале: как и перед сеансом, помещение погружено во тьму, но вместо рядов с креслами - раскоп с настоящей землей, в квадраты которого уложены 33 скульптуры, отсылающие, по замыслу автора, в наше общее бессознательное советское прошлое.
Среди образов - покрывшиеся паутиной за три года нахождения в тосканской земле бронзовые пионеры, военные, физкультурники и разнообразная техника. У некоторых из экспонатов нарочито отсутствуют части тела или детали. Выглядит все это одновременно мрачно, торжественно и очень узнаваемо - кажется, именно такими растиражированными скульптурами украшали горсады во время СССР, но, если присмотреться, становится ясно, что единственная их схожесть заключается в самих образах, не более.
Как отмечают в "АртХронике", "Коллекция археолога" стала первым проектом, открывающим серию выставок российских художников в рамках музейно-выставочной деятельности фонда.