Антиприз весом почти полкило выполнен из бронзы и представляет собой букву "Z" (редакторский знак абзаца) на скомканном клочке бумаги.
Как сообщил главный редактор "Книжного обозрения" Александр Набоков, "антипремия присуждается книгам, которые очень хотят стать заметным событием, пользуются читательским спросом, но они либо ужасно переведены, написаны или отредактированы".
Главной номинацией антиприза является "Полный абзац". Она сочетает в себе множество негативных факторов. На нее претендуют: книга Олега Кашина "Роисся Вперде" ("Ад Маргинем"), "Цветочный крест" Елены Колядиной (АСТ) и "Холодные и теплые предметы" Ирины Кисельгоф ("Эксмо"). На церемонии также присудят "Абзац" за "Худшую редактуру", "Худший перевод" и "Худшую корректуру".
По мнению Набокова, основная борьба за "Полный абзац" развернется между произведениями Колядиной и Кисельгоф. "Мы выбираем не просто плохие книжки, а те, которые при этом стали заметны. Таковой является книга Колядиной, ставшая лауреатом премии "Русский Букер" 2010 года", - сказал Набоков. "На "Абзац" был представлен именно букеровский текст, опубликованный в журнале, а не тот, что вышел позже в издательстве и который немного "причесали". Журнальный вариант очень несвязный, у автора, например, девушка пьет "хмельную сулему", современным языком хлорную ртуть", - рассказал он. "Книга получилась довольно плохой стилизацией под 17-й век", - добавил главред "Книжного обозрения".
"Произведение "Холодные и теплые предметы" не было очень заметным, но это поистине "шедевр", я бы охарактеризовал его как медицинская проза", - пояснил Набоков, процитировав строчку из книги: "...Жизнь подбрасывают вверх или швыряют вниз, проверяя на прочность; для этого нужен опыт, чтобы избежать ушиба сердца и переломов".
"В своем решении мы основываемся не только на мнении нашего жюри, но и привлекаем читателей, журналистов, издателей, пользователей интернета", - сообщил Набоков. Он рассказал, что в будущем на сайте газеты можно будет выдвинуть на соискание "Абзаца" произведение, которое не соответствует нормам современного книгоиздания. "Таким образом, мы хотим еще более тщательно отслеживать плохие книжки", - заключил он.