Как рассказали "Интерфаксу" в пресс-службе музея, в экспозиции "Павел Филонов. Очевидец незримого" представлено 160 работ художника, среди которых 85 живописных полотен и 75 произведений графики.
"Отобранные произведения охватывают все периоды творчества мастера, однако эволюция его взглядов и специфика художественного мышления будут развернуты не только хронологически, но и тематически", - добавили в музее, подчеркнув, что это первая с 1988 года и самая крупная персональная выставка художника в Русском музее.
Кроме того, зрители познакомятся с работами двух представителей современного искусства, которых вдохновило искусство Павла Филонова.
Американский специалист по световым инсталляциям Дженни Хольцер представляет инсталляцию, с помощью которой будут транслироваться дневники Филонова, воплощая современным визуальным языком, дух пластической системы художника, а концептуалист Вадим Захаров представляет "Монумент утопии" в виде скульптуры трехметрового льва, читающего дневники художника.
К открытию выставки создан уникальный каталог произведений Филонова, в который вошли не только работы, представленные в экспозиции, но и двухтомник аналитических и иллюстративных материалов, посвященных творчеству художника.
На выставке, которую подготовил Русский музей, публике будет представлен электронный инструмент, известный как синтезатор АНС (Александр Николаевич Скрябин). Он был задуман в 1938-м году инженером-электронщиком Евгением Александровичем Мурзиным и назван в честь его любимого композитора.
Графическое изображение, проходя через специальный механизм АНСа, напоминающий по принципу действия современный сканер, превращается в свой звуковой аналог. Таким образом, зритель получит уникальную возможность услышать картины Филонова, отмечает Радио "Культура".
Впервые соорудить АНС удалось в 1958 году, с ним работали Альфред Шнитке, София Губайдуллина, Эдуард Артемьев создавал музыку для фильма "Солярис". В Русском музее представлена третья версия уникального синтезатора. С ее помощью удалось озвучить восемь картин Филонова.
Как сообщила ИА REGNUM заместитель директора ГРМ по науке Евгения Петрова, уникальность этой выставки не только в необычном световом решении экспозиции и звуковом оформлении: впервые многие картины мастера обрели здесь данные самим художником названия.
"В течение года специалисты Русского музея сопоставляли номера на оборотах картин коллекции ГРМ и список картин с номерами и названиями, который был подготовлен самим Филоновым к несостоявшейся в 1929 году выставке в Русском музее. Таким образом, удалось вернуть многим картинам авторские названия, а значит, и первоначальный смысл. Согласитесь, совсем по-другому воспринимается теперь картина, которую ранее называли "Всадники", а теперь, согласно авторскому замыслу - "Россия после 1905 года". Или картина "11 голов", которую Филонов назвал "Мастера аналитического искусства" - это ведь портрет членов его художественной группы", - подчеркнула Петрова.
Большая часть творческого наследия Павла Филонова, умершего в блокадном Ленинграде в 1941 году, принадлежит, согласно воле художника, Государственному Русскому музею - сестра Филонова Евдокия Глебова в 1970-е годы передала основную коллекцию в ГРМ.
Выставка, открытая в понедельник в Санкт-Петербурге, с 5 декабря 2006 года будет демонстрироваться в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.