Старинные манускрипты имеются у многих жителей Тимбукту. Это фамильные ценности, веками передаваемые из поколения в поколение. Они были созданы в период с X по XIX век, но большая часть из них датируется XVI столетием, когда Тимбукту был престижным научным и религиозным центром.
В ходе оккупации севера Мали исламистскими формированиями "Аль-Каиды в исламском Магрибе" (АКИМ) и "Ансар-ад-Дин" жители прятали имеющиеся у них рукописи в подполах или закапывали их на задних дворах домов. Проводились и масштабные, более рискованные операции, как в случае с Институтом высшего образования и исламских исследований, который более известен как Институт Ахмеда Бабы. До вступления в город исламистов в его библиотеке хранилось свыше 40 тыс. манускриптов. Перед освобождением города французскими войсками исламисты попытались их сжечь.
Около 4 тыс. рукописей было уничтожено, 10 тыс. остались нетронутыми, поскольку в суматохе боевики их просто не заметили. Остальные при соблюдении строжайшей секретности были вывезены в столицу Мали - Бамако, где директор института Абделькадер Майга обустроил для них хранилище в обычном доме в одном из пригородных кварталов.
"Нам приходилось работать по ночам, - рассказал один из участников спасательной экспедиции Мохаммед Алькади Сулейман Майга. - Мы доставали рукописи из футляров, клали в сумки и незаметно выносили. Действовать надо было осторожно: если бы исламисты нас застукали, они бы нам руки отрубили, как ворам!"
Вынесенные из института манускрипты отдавали на хранение одному торговцу из Тимбукту. "Он был в хороших отношениях со всеми, потому что у него закупались все. Даже исламисты пользовались его услугами, так что он мог свободно въезжать в город и покидать его", - рассказывает директор института. Таким образом благодаря храбрости множества безымянных героев, а также финансированию международных организаций и частным пожертвованиям большую часть письменных памятников удалось спасти.
Однако теперь рукописям угрожают новые напасти. В первую очередь - неподобающие условия хранения. Во-вторых, существует риск того, что они покинут Мали и окажутся на рынке предметов искусства, как нелегально, так и вполне законным путем. Дело в том, что для многих малийских семей, оказавшихся в лагерях беженцев, старинные рукописи - последняя ценность, за которую можно получить хоть немного денег или обменять на мешок проса.
"Такое уже случалось во время страшных засух в 1970-е, и мы хотим избежать повторения такой ситуации", - заявил газете Лазар Элунду, руководитель миссии ЮНЕСКО в Мали.