На пресс-конференции по случаю мастер-класса пианиста на фестивале "Слава маэстро!" памяти маэстро Ростроповича, ради которого Ван Клиберн и приехал в Москву, оказались и те, кто был свидетелем его триумфа на Первом конкурсе Чайковского.
"Здесь в России, мне зрители подарили свою любовь, и здесь ко мне приходит чувство, что я нужен людям – а такой дар бесценен", – заметил музыкант.
В Москву он приехал, чтобы провести мастер-класс. При этом маэстро скромно напоминает, что он все же не педагог. "Я Вам больше скажу: мне иногда кажется, что я знаю меньше, чем пятьдесят лет назад", – признался он.
Вэн Клайберн (в России известен как Ван Клиберн, полное имя - Харви Лейвэн Клайбёрн-младший (Harvey Lavan Cliburn Jr) родился 12 июля 1934 в Шривпорте, штат Луизиана.
Первые уроки фортепианной игры получил в возрасте трех лет у своей матери, ученицы Артура Фридхайма. Когда Клайберну было шесть лет, семья переехала в Техас, где он в тринадцать лет выиграл конкурс, а вскоре дебютировал в Карнеги-холле. В 1951 году поступил в Джульярдскую школу, в класс Розины Левиной, и в ближайшие годы получил ряд наград на престижных американских и международных конкурсах - в частности, первое место на престижном Конкурсе имени Левентритта (1954).
Мировую известность имя Клайберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 году. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар холодной войны. Тогда казалось, что у американца, пусть даже очень талантливого, нет никаких шансов на победу. Зал аплодировал стоя. Жюри медлило. Но после фразы Хрущева – "Искусство свободно от предрассудков!" – Клайберну отдали первую премию. После исполнения "Подмосковных вечеров" его полюбила не только вся Москва, но и вся Россия.
За билетами на концерты его победного турне люди стояли по трое суток. В Ленинграде, поняв, что студенты не в состоянии купить у спекулянтов билет, он велел пропустить их на репетицию, а потом несколько часов играл для них весь свой репертуар.
Куст сирени из Клина, где находится дом-музей Чайковского, Клайберн каждый день поливал в номере гостиницы "Пекин", где поселили конкурсантов. А потом привез куст сирени в Америку и посадил его на могиле Рахманинова.
По возвращении на родину Клайберну был устроен пышный восторженный прием. Музыкант проникся любовью и уважением к СССР и после конкурса еще неоднократно приезжал с концертами.
После победы Клайберна на конкурсе звукозаписывающая компания RCA Victor предложила ему контракт, и вскоре его альбом с записью Первого фортепианного концерта Чайковского стал платиновым (впервые в истории музыки этого статуса достиг классический альбом). В том же 1958 Клайберну за этот альбом присудили премию "Грэмми".
В 1962 году музыкант учредил в США конкурс своего имени. "После моего возвращения в Америку на одном из приемов в честь моей мамы, которая была моим первым учителем музыки, ее приятель достал 10 тысяч долларов и сказал, что хотел бы учредить музыкальный конкурс им. Вэна Клайберна. Мне тогда было двадцать шесть лет, и всерьез его слова я не воспринял. Но в 1962 году такой конкурс состоялся и проводится теперь ежегодно", - рассказывает пианист.
Клайберн концертировал и записывался до середины 1970-х годов. В 1978, после смерти отца, музыкант практически полностью прекратил концертную деятельность. Известны его выступления в 1987 году в Белом доме и в Карнеги-холле четыре года спустя по случаю столетия со дня открытия этого зала. В свой семидесятилетний юбилей в 2004 музыкант посещал с гастролями Москву.
В 1998 году в связи с сорокалетием I Международного конкурса им. Чайковского одна из звезд в созвездии Лира названа Вэн Клайберн.