Провести человеку операцию на открытом сердце без предварительных анализов, наркоза и в клинике для животных, а не для людей - так описывают сегодняшнюю ситуацию в реставрации ведущие специалисты. "Для реставратора анализ крови - это проведение аналитических работ, создание методик, - сказал телеканалу Лев Лифщиц, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания. - Вот у нас сейчас сплошь и рядом операции без проведения соответствующей аналитики. Эти фазы разрушены".
Причина - в несовершенстве законодательства. Согласно 94-му федеральному закону, принятому в 2005 году, должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно. В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Это как если бы "Времена года" начал писать Чайковский, а дописывал бы за него кто-то другой, выигравший конкурс.
"Мы выиграли, допустим, конкурс на реставрацию иконы. Начали работать. На следующий год на эту же икону конкурс выигрывает другая организация и продолжает работу. Это просто абсурд. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям", - сказал художник-реставратор Сергей Филатов.
Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены "опекунов", которые ради лакомого кусочка - уменьшают сроки работ, занижают цены.
"По Белозерску они сбросили 4,5 миллиона. Это все опубликовано. Как это? Это же смета составлялась, там каждый элемент просчитан. Вы что, не будете это делать? Или не будете приглашать людей? Или 3 бревна поставите - 5 пропустите? Я не понимаю", - сокрушается архитектор-реставратор Александр Попов.
"Нельзя заказать реставрацию уникального памятника, бесценного, такого как Преображенский собор в Кижах, за низкую цену, это невозможно, - считает Ирина Заика, ученый секретарь совета по наследию Союза архитекторов России. - Поэтому, как это выяснилось за многие годы, 94-й закон никак не отвечает качественной реставрации наших объектов культурного наследия".
Закон создавался для того, чтобы избежать коррупции в распределении госзаказов. Но на практике, по словам реставраторов, привел к появлению фирм-однодневок, которые заинтересованы не в сохранении памятников, а только в освоении бюджетов. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском сейчас реставрируют профессионалы, но они пришли слишком поздно, когда предыдущие этапы реставрационных работ уже были проведены неправильно или не были выполнены вовсе. Таких примеров - десятки.
Памятники болеют, и за ними нужен такой же уход, как за старым человеком. Если лечащий врач будет меняться слишком часто, то "средняя температура по больнице" всегда будет критически высокой, отмечает телеканал.