По словам одной из сотрудниц центра, ущерб, нанесенный произведениям искусства, может оцениваться миллионами рублей. При этом она отметила, что предварительная оценка ущерба может быть сделана в ближайшие несколько дней, когда сотрудники получат доступ ко всем картинам и изучат их состояние, передает "Интерфакс".
"Пока мы доподлинно не знаем, сколько экспонатов удалось спасти. На хранении и реставрации в центре находились самые разные произведения искусства, в том числе картины и иконы 17-19 веков", - сказала собеседница агентства на условиях анонимности.
"Вполне понятно, что предметы искусства, попавшие в реставрационный центр, и так находились не в самом лучшем состоянии. Что с ними могла сделать копоть и жар от огня, а также вода, страшно себе представить", - отметила сотрудница центра.
- Здание охраняют от мародеров, пожарные откачивают воду и пену
- Предварительная версия - крыша загорелась от паяльной лампы
- Отвечать за гибель произведений искусства будет сам центр Грабаря
Сотрудники Реставрационного центра им.Грабаря ранее уже выразили опасение, что картины и иконы, не пострадавшие в пожаре, могут быть безвозвратно повреждены водой.
"На третьем этаже, где происходил пожар, находилось достаточное количество художественных экспонатов разных эпох и стран, которые находились на реставрации, однако на первом и втором этажах реставрационного центра также находится большое количество различных предметов искусства, которые, по сути, собой представляют настоящий музей", - рассказала ранее агентству сотрудница центра, находящаяся на месте пожара.
Она отметила, что художественные произведения, которые не затронуты огнем, пострадают от воды, которую в большом количестве использовали пожарные, чтобы пролить горевшие конструкции здания реставрационного центра. "Вода неизбежно повлечет возникновение плесени на картинах и иконах", - сказала сотрудница центра.
Как сообщила журналистам руководитель пресс-службы Минкульта Наталья Уварова, из здания уже вывезено более 60 картин и свыше 50 графических работ. Она отметила, что сейчас нельзя сказать, какие ценности были утрачены в результате пожара.
Уварова подчеркнула, что прямо на месте пожара развернут штаб, в котором реставраторы принимают меры по восстановлению картин, скульптур, икон, которые могли пострадать от огня и воды.
По словам сотрудников музея, достоверно известно, что из огня на третьем этаже спасателям удалось вытащить 4,5-метровый конный портрет Александра I, находившийся на реставрации. В МЧС утверждают, что большинство находившихся в Центре имени Грабаря художественных ценностей спасены.
Известно, что удалось спасти несколько ящиков с художественной графикой, принадлежащих одному из ведущих российских музеев.
В центре находились на реставрации около четырех десятков предметов из коллекции псковского музея - в основном иконы и оклады к ним, шитье. Как сообщила журналистам заведующая научно-фондовой работой музея Ольга Васильева, только одна икона Рождества, находящаяся на реставрации в ВХНРЦ, оценивается в 12 млн евро.
Новгородский музей-заповедник отправил на реставрацию ВХНРЦ шесть довольно объемных и сложных предметов - портреты Александра I (неизвестного автора) и Екатерины II (кисти Джорджа Доу) XIX века и литургические предметы из Грановитой палаты (XVI век), среди которых две рипиды - массивные серебряные посохи, которые венчают ажурные диски, - Евангелие и две средневековые иконы.
На реставрации в центре находились также несколько экспонатов из коллекции Государственного музея им. А.С.Пушкина, а также экспонаты музея-панорамы "Бородинская битва". По словам сотрудника музея Лидии Ивченко, приехавшей на место пожара, музейные работники пока не могут прояснить судьбу прижизненного портрета полководца Михаила Кутузова. Пропали также и другие ценности - гравюры 1812 года, сообщает Infox.ru.
Здание охраняют от мародеров, пожарные откачивают воду и пену
Сейчас около сгоревшего в четверг реставрационного центра по-прежнему находятся порядка 10 пожарных машин, здание оцеплено сотрудниками милиции, которые охраняют помещения от возможного проникновения мародеров.
Внутрь здания по-прежнему не пускают сотрудников реставрационного центра. Пожарные откачивают воду из подвальных помещений, удаляют пожарную пену из помещений центра. По их словам, некоторые комнаты и коридоры заполнены пеной от пола до потолка.
Городские службы приводят в порядок улицы вблизи сгоревшего здания. В частности, по улице Радио и соседним переулкам постоянно курсируют поливомоечные машины, пытающиеся смыть большое количество пены с проезжей части.
Также убирается и вывозится мусор, образовавшийся в ходе ликвидации пожара. Движение общественного и частного транспорта осуществляется в нормальном режиме.
После пожара здание стало полностью непригодно для использования, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на высокопоставленный источник в правоохранительных органах города, работающий в настоящее время на месте ЧП.
Между тем, опасность возгорания в здании до сих пор сохраняется. "Пожарные уже в течение 20 часов продолжают работы на месте ЧП. В настоящее время внутри здания ведется проливка мест, откуда периодически начинает появляться дым", - сказал собеседник агентства.
По его словам, пожарные также ведут разборку завалов, на месте работают и представители руководства реставрационного центра.
Предварительная версия - крыша загорелась от паяльной лампы
Как сообщает "Маяк", началась доследственная проверка по факту пожара. По предварительной версии, возгорание могли спровоцировать ремонтные работы. С утра в здании чинили крышу, при этом рабочие использовали паяльные лампы. Вначале загорелся утеплитель, а затем огонь по деревянным конструкциям распространился по всему помещению.
Пожар в трехэтажном здании в Москве на улице Радио, 17, начался накануне в 13:30. По предварительным данным, очаг возгорания находился в мансарде, которая выгорела практически полностью. Первые пожарные расчеты прибыли на место происшествия уже через несколько минут, однако к тому времени огонь бушевал уже на площади около 500 кв. м.
В борьбе с огнем героически погибли двое сотрудников МЧС. Они выводили людей из горящего здания, но сами не смогли вовремя покинуть объятые огнем помещения. Их тела были обнаружены в одном из помещений центра. По предварительным данным, сотрудники МЧС задохнулись. "Они умерли уже на улице. Их вынесли на руках. Они, видимо, сильно надышались дымом", - сказал "Газете.ру" источник в МЧС.
В тушении пожара, которому присвоили третью категорию по пятибалльной шкале сложности, было задействовано 65 единиц пожарной и спасательной техники, включая три вертолета Ка-32, которые произвели на горящее здание более ста сбросов воды из пятитонных емкостей "бэмби-бакет". Общая площадь пожара, локализовать который удалось лишь через три с половиной часа, составила 2 тыс. кв. м.
Отвечать за гибель произведений искусства будет сам центр
Директор департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры РФ Рамазан Колоев и заместитель министра культуры России Павел Хорошилов, побывавшие на месте происшествия, сказали, что уже нашли хранилище, куда можно временно поместить все спасенные из ВХНРЦ произведения.
Что же касается погибших в огне картин, икон и прочих ценностей, то ответственность за их судьбу полностью лежит на ВХНРЦ. Как стало известно "Коммерсанту", в типовом договоре, который подписывают частные лица, сдающие произведения на экспертизу, сказано: "Исполнитель несет полную материальную ответственность за сохранность произведения с момента его приема от заказчика и до выдачи его заказчику, за исключением случайной гибели или случайного повреждения в результате действия обстоятельств непреодолимой силы".
Справка
Квартал между улицей Радио, Большим Демидовским переулком и Новокирочным, в котором находится горящее здание, ранее занимал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Здесь действовала первая в Москве аэродинамическая труба. После вывода ЦАГИ в Подмосковье его здания унаследовал Всероссийский институт авиационных материалов. В наши дни корпус ВИАМ на углу Бауманской улицы был передан Реставрационному центру имени И.Э.Грабаря.
Всероссийский научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) был основан в 1918 году по инициативе художника и искусствоведа Игоря Грабаря, руководившего им вплоть до 1930 года. В центре работают и теоретики искусства, и реставраторы-практики. Основные научные направления реставрационной деятельности центра - древнерусская живопись, русская живопись XVIII века и научная экспертиза живописных и графических произведений.
Среди наиболее известных произведений, сохранившихся благодаря специалистам центра, - "Троица" Андрея Рублева, "Богоматерь Владимирская", а также фрески соборов Московского Кремля, Новгородских и Владимирских храмов, живопись из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Дрезденской картинной галереи.
Игорь Грабарь - известный русский и советский художник, выдающийся искусствовед, просветитель, музейный деятель, лауреат Сталинской премии первой степени. Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса.
В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех ответственных постов и вернулся к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который стал невероятно популярен. Секрет прост: дочь Сталина тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она.