Современники писали об этом нидерландском живописце и гравере как о вундеркинде, уже в детстве получавшем заказы на картины. До сих пор неизвестна точная дата его рождения, в то время как в дате смерти сходятся все исследователи (1489 или 1494 годы- 1533 год). Лука Лейденский много и плодотворно работал как гравер. В своей излюбленной технике гравюры на меди он создал выдающиеся произведения: "Се человек" (1510), "Голгофа" (1517), "Танец Марии Магдалины" (1519).
В религиозных композициях интерес у Лукаса ван Лейдена к бытовым деталям сочетается с маньеристической стилизацией. Своим творчеством живописец повлиял на несколько поколений художников разных стран Европы, от итальянских маньеристов до Рембрандта. Лука Лейденский открыл новые стилистические возможности выражения, выступая тонким психологом, насыщая бытовые сцены философским или политическим подтекстом, тяготея к притче и аллегории.
Первый значительный гравер нидерландской школы и младший современник великого Альбрехта Дюрера, в глазах знатоков искусства своего времени ван Лейден был его равным соперником. Как отметила в интервью РИА 'Новости' куратор выставки, заведующая отделом гравюры и рисунка ГМИИ им.А.С.Пушкина Наталья Маркова, он "даже превосходил немецкого гравера в умении передавать тонкие нюансы светотени и световоздушной среды в пейзаже".
Гравюры Луки Лейденского стали редкостью уже в XVII веке, однако в XVIII веке их стали воспринимать как работы в стиле Дюрера. По словам Натальи Марковой, лишь ученые XX века "вернули мастеру его истинное значение в истории искусства".
Имя выдающегося голландца известно, к сожалению, только специалистам. Пришло время открыть его творчество широкой публике. В ГМИИ сложилась крупнейшая в России коллекция гравюр ван Лейдена. Большинство листов, превосходных по качеству печати, происходят из известнейших до революции московских коллекций Н.В.Баснина и Н.С.Мосолова.