Пространство "Гаража" в парке Горького, где разместилась "Фабрика", превратилось на время в съемочные павильоны и декорации для будущих картин. Здесь есть, например, импровизированное кафе, тюрьма, вагон поезда, где пейзаж за окном и время суток меняются при нажатии на переключатель, и половина автомобиля с "плывущим" задним фоном, какие использовались для съемок кино в 50-х годах.
Создавать свою историю участники будут из всего, что окажется под рукой. Декорации можно менять согласно замыслу истории, а то, чего не окажется в студии, создавать из подручных материалов, бумаги, ножниц и клея.
Для того чтобы попасть в одну из "съемочных бригад", нужно заранее зарегистрироваться по телефону, указанному на сайте "Гаража", и приехать на "Фабрику" в назначенный день. Новые группы будут собираться каждый час, а прийти на проект можно в одиночку или группой.
"Конечно, съемочный процесс отличается от того, как снимается настоящее кино. Но это не киношкола, а кинофабрика, - рассказала накануне журналистам ассистент режиссера Клементин Шарлемань. - Мишель Гондри любит говорить о том, что он счастливчик. Ему повезло в его профессии. Цель его "Фабрики" - дать почувствовать радость творчества другим. Главное в съемочном процессе - не результат, а процесс, работа в группе, возможность весело провести время и встретить людей, с которыми вряд ли можно познакомиться при других обстоятельствах".
Съемочный процесс длится три часа и включает в себя три этапа. Первые два - это воркшопы: на первом группа обсуждает жанр, название и сюжетную линию фильма, на втором - сценарий, а когда план фильма утвержден, а декорации выбраны, начинаются съемки, причем снимает группа сразу "на чистовик": один эпизод - одна попытка, и никакого монтажа.
Главный принцип съемки - демократия: все идеи участники обсуждают вместе и выбирают окончательный вариант голосованием.
Следовать примеру героев фильма "Перемотка", которые снимали новые варианты известных картин, необязательно: по мысли Гондри, в проекте не должно быть заранее утвержденной идеи и героев, все идеи обсуждаются участниками на месте и тут же воплощаются в жизнь с помощью маленькой "домашней" камеры.
А вот атмосфера "Фабрики" - немного бутафорская, несерьезная и не обязывающая ни к чему, кроме игры и творчества - близка и "Перемотке", и "Науке сна", и старому кино, где "волшебство" создавалось не с помощью компьютерных эффектов, а из обычных вещей, при помощи специального монтажа или незамысловатых технических хитростей, таких как маленькая модель дороги с игрушечными машинками, которая вполне могла бы появиться в фильме самого Гондри.
Российская столица - не первый город, куда приезжает "Кинофабрика", свои фильмы до москвичей снимали жители Нью-Йорка и Парижа, Рио-де-Жанейро и Роттердама, создав за историю существования проекта сотни роликов. Пространство "Фабрики" каждый раз адаптируется под реалии страны, в которую приезжает проект, в случае с Россией оно получилось ностальгическим - с ковром с оленями в спальне и коробками "Горох" и "Сахар" на кухне, старыми плакатами, холодильниками, утюгами, весами и прочими приметами советского прошлого.
Помимо "Кинофабрики", "Гараж" делает две кинопрограммы. Первая - ретроспективный показ работ самого Гондри (15 августа - 30 сентября), куда попали его музыкальные клипы (в том числе для Бьорк и Massive Attak, White Stripes и Radiohead), фильмы и рекламные ролики (один из них, созданный для Levis, вошел в книгу рекордов Гиннесса как клип, собравший наибольшее количество наград). Вторая программа - "Деконструкция реальностей" (30 августа - 16 сентября), где будут показывать полнометражные и короткометражные фильмы из Европы, США, Южной Америки и Азии, преимущественно из программы Роттердамского кинофестиваля этого года. В "Деконструкцию реальностей" войдут работы, по мысли кураторов, чьи создатели используют нестандартные техники и работают с иллюзией кинематографического мира, намеренно играя с ней, разрушая - и тем самым создавая новые вымышленные миры. Обе программы пройдут в "Гараже" и летнем кинотеатре "Пионер" в парке Горького.