Напомним, руководство библиотеки выступило с предложением о присвоении РГДБ имени известного детского поэта и писателя Сергея Михалкова. Но часть коллектива не согласилась с этим предложением и организовала в интернете протестную кампанию. Свою позицию они аргументировали тем, что фигура Сергея Михалкова - неоднозначна, так как он был не только талантливым писателем, но и чиновником, видным функционером, выступавшим, в частности, против Пастернака, Солженицына, Даниэля и Синявского. И в этом смысле он вряд ли может послужить положительным примером для подрастающего поколения.
Среди тех, кто оказался против присвоения главной детской библиотеке страны имени Сергея Михалкова, - руководитель отдела рекомендательной библиографии Алексей Копейкин.
"Руководство было вынуждено сегодня (в пятницу) собрать коллектив для принятия решения о присвоении нашей библиотеке имени Сергея Владимировича Михалкова. Коллектив, естественно, раскололся, несмотря на то, что руководство всячески зазывало всех под свои знамена, - рассказал Копейкин. - Но победило, как всегда, большинство, которое согласно с позицией нашего руководства. Так что наша борьба потерпела сокрушительное фиаско".
Однако, по словам собеседника, "меньшинство" не собирается совсем сдаваться.
"Мы собираемся составить альтернативное письмо министру культуры России, в котором попытаемся предостеречь от принятия опрометчивого решения, потому что даже на примере нашего коллектива совершенно очевидно, что фигура Сергея Владимировича Михалкова не объединяет, а разъединяет людей. Мы разведены по разные стороны баррикад, и согласия между нами вряд ли когда-то удастся достичь. Я думаю, что именно это серьезное обстоятельство должно остановить людей, которые будут принимать окончательное решение", - пояснил Копейкин.
Он выразил надежду на то, что "все-таки Министерство культуры, в отличие от руководства РГДБ, небезразлично к общественному мнению и будет принято решение, которое устроит на самом деле большинство".
Пресс-секретарь Минкультуры РФ Наталья Уварова сообщила агентству, что в ведомство пока не поступало никаких официальных заявок на присвоение РГДБ имени Сергея Михалкова.
"Если такая заявка поступит, то Минкультуры не будет решать этот вопрос единолично, мы обязательно вынесем это на обсуждение общественности", - отметила Уварова.
Напомним, Сергей Михалков, известный не только как детский поэт, но и как автор гимна СССР, член ЦК КПСС и видный функционер Союза писателей, принимал активное участие в кампаниях против Бориса Пастернака, Андрея Синявского и Юлия Даниэля, Александра Солженицына.
Многие серьезные литературоведы считали его творчество вторичным, говорили о стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Так, например, многие из его произведений представляют собой, в сущности, адаптацию классики к требованиям социалистического реализма. Например, пьеса "Балалайкин и компания" (по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина), пьеса "Том Кенти" (по мотивам "Принца и нищего") и другие. Хотя и считалось, что Михалков признанный сатирик, но его произведениям в этом направлении не хватало настоящей остроты и обличения. Кроме того, нельзя забывать и о том, что некоторые его сатирические произведения были направлены против очень достойных и талантливых людей в угоду власти.
Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.
Писатель Владимир Тендряков так отзывался о нем:
"Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. [...] То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный "дядя Степа", никогда не упускающий случая напомнить о себе" (Тендряков Вл. На блаженном острове коммунизма. - Новый мир, 1988, N 9, с. 31).
Когда началась кампания против романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго", Михалков откликнулся басней про "некий злак, который звался Пастернак".
В период, когда в СССР начались гонения литературных диссидентов (Синявский, Солженицын, Пастернак), Михалков также принял участие в этом процессе, осудив и заклеймив идеологических противников. В ответ на присуждение Солженицыну Нобелевской премии (1970) Михалков заявил, что считает эту инициативу не чем иным, как очередной политической провокацией, направленной против советской литературы и ничего общего не имеющей с подлинной заботой о развитии литературы.
Владимир Буковский, известный советский диссидент, сын писателя и журналиста Константина Буковского, отзывается о Сергее Михалкове как о ярком примере безграничного цинизма и лицемерия:
"К примеру, когда моего отца склоняли из-за меня на партсобраниях Союза писателей, больше всех витийствовал Михалков, типа "в рядах партии не место таким, как Константин Буковский, воспитавший врага народа!". После собрания он, однако, подбегал к отцу и спрашивал: "Ну что, как там твой?" Или потом, когда Союз развалился, он - член ЦК КПСС - одним из первых заговорил о своем "дворянстве".